«О необходимости криминализации деяний, направленных против мобилизации и обеспечения режима военного положения или режима военного времени»

В Совфеде обсуждают ответственность за уклонение от мобилизации и промедление в поддержке бойцов СВО. Сенаторы готовят инициативу о введении ответственности

Сенаторы готовят инициативу о введении ответственности для чиновников за несвоевременное предоставление мер поддержки участникам специальной военной операции (СВО) и ветеранам боевых действий.

Об этом сообщила сенатор Ковитиди на круглом столе

«О необходимости криминализации деяний, направленных против мобилизации и обеспечения режима военного положения или режима военного времени».

Судя по открытой части обсуждения, также можно ожидать ужесточения ответственности за уклонение от мобилизации и подстрекательство к нему.

Спецоперация, заявила на заседании круглого стола Ольга Ковитиди, выявила необходимость криминализации целого ряда деяний.

Условно их можно разделить на три группы: непосредственно связанные с ведением военных действий, касающиеся объявленной в сентябре 2022 года частичной мобилизации и имеющие отношение к обеспечению условий проведения СВО.

Необходимость противодействия посягательствам уже послужила отправной точкой для многих важных законодательных изменений, напомнила госпожа Ковитиди: в частности, осенью прошлого года были приняты поправки к УК, существенно ужесточившие уголовную ответственность за преступления против военной службы.

А совершение их в период мобилизации или военных действий было отнесено к обстоятельствам, отягчающим наказание.

Обнаружилось также несовершенство правовых норм и отсутствие единого подхода к формированию баз подлежащих мобилизации, но и здесь провели работу над ошибками, отметила сенатор: уже идет работа над созданием единого информационного ресурса с данными граждан, которые необходимы в таких случаях.

Электронный реестр повесток и военнообязанных, как обещает Минцифры, должен быть создан до 31 декабря 2023 года, а в 2024-м уже будет вводиться в работу.

Госпожа Ковитиди также напомнила, что парламент принял закон, запрещающий призывникам выезд из страны с момента направления им повестки.

Наконец, парламентарии предлагали ввести уголовную ответственность для должностных лиц за направление в зону боевых действий неподготовленных военнослужащих и нехватку у них «полноценной экипировки, одежды и других материальных запасов».

Правда, правительство не поддержало эту инициативу, сославшись на то, что подобные противоправные действия уже охвачены рядом составов Уголовного кодекса, но законодатели, по словам госпожи Ковитиди, продолжают работать в этом направлении.

«Сегодня является актуальным вопрос ответственности должностных лиц за несвоевременное предоставление мер социальной защиты ветеранам и инвалидам боевых действий,— заявила сенатор.

— Такая инициатива нами прорабатывается.

Цель инициативы правильная, понятная — выполнение государственных гарантий для участников специальной военной операции».

В период СВО общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в стране остается «непростой», подчеркнула она: «Регулярно возникают новые вызовы, для противодействия которым необходимы эффективные правовые механизмы.

Особенно актуально это в связи с усиливающейся деструктивной деятельностью иностранных спецслужб, которые все больше используют пропаганду, агитацию и агентурный аппарат, пытаясь дестабилизировать ситуацию внутри страны, подорвать авторитет власти».

Значительная часть обсуждения прошла в закрытом режиме — он был распространен в том числе на обсуждение инициатив Минобороны и прокуратуры в области обеспечения режима военного времени.

Впрочем, как следует из открытой части дискуссии, можно ожидать появления новых составов преступления в ст. 328 УК (уклонение от мобилизации): их предложил разработать член ученого совета Института государства и права Игорь Бутрим.

Так, ответственность за неявку по призыву на срочную службу должна распространяться и на уже уволенных в запас, считает ученый. Также, по его мнению, следует наказывать за подстрекательство к уклонению от мобилизации и организацию такого преступления.

Сенатор от Запорожской области Дмитрий Ворона сообщил, что у него:

«есть огромное желание отрегулировать привлечение к уголовной ответственности добровольцев за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по контракту».

По части оплаты и льгот их уже приравняли к военнослужащим, а вот привлечь к ответственности за дезертирство и неисполнение приказа пока невозможно, пояснил он.

«Буквально вчера подписывал законопроект об ответственности добровольцев»,— успокоил коллегу депутат Госдумы Юрий Швыткин (документ группы авторов во главе с председателем думского комитета по обороне Андреем Картаполовым внесен в Думу утром 10 ноября).

Что будет за неявку в военкомат по повестке – грозит ли штраф или уголовное наказание

Президент подписал закон о повышении штрафов за неявку в военкомат по повестке и за нарушение других правил воинского учета.

Новые правила вступили в силу 1 октября 2023 года.

Как изменятся штрафы для граждан

По старым правилам за неявку по повестке без уважительной причины грозит предупреждение или штраф — от 500 до 3000 ₽. Такая же административная ответственность предусмотрена, если не предупредить военкомат о переезде, отъезде на длительный срок, изменении семейного положения или смене работы или учебы.

С 1 октября за каждое нарушение предусмотрены разные штрафы.

Если не прийти в военкомат по повестке без уважительной причины — штраф от 10 000 до 30 000 ₽. Бумажная повестка считается врученной в день, когда гражданин согласился или отказался подписывать ее при вручении лично в руки. Военкомат также может отправить повестку по почте — она считается врученной, если в почтовом уведомлении о вручении стоит отметка сотрудника почты о доставке или вручении заказного письма.

Законодательством также предусмотрены электронные повестки — их планируют отправлять через госуслуги. Но пока этот способ не работает: для него нужно принять отдельное постановление, которое пока обсуждают.

Если не сообщить в военкомат актуальные сведения о себе — штраф от 1000 до 5000 ₽. Речь идет о месте работы или учебы, семейном статусе и переезде. По закону сообщать о таких изменениях нужно в течение двух недель после того, как они произошли.

Если не предупредить военкомат о выезде из России на срок больше полугода, могут оштрафовать на сумму от 5000 до 15 000 ₽.

Отдельный штраф предусмотрен для граждан, которые подлежат призыву на службу и во время призыва уехали на срок больше трех месяцев, не предупредив военкомат. Он составит от 10 000 до 20 000 ₽.

Кроме этого, вырастут штрафы за уклонение от медицинского освидетельствования или медкомиссии — они составят от 15 000 до 25 000 ₽. До 1 октября — от 500 до 3000 ₽.

Штраф за умышленную порчу или утерю военного билета и других документов воинского учета — от 3000 до 5000 ₽. По действующим нормам — от 500 до 3000 ₽.

Как изменятся штрафы для работодателей

По закону компании-работодатели должны вести воинский учет сотрудников: передавать сведения в военкоматы и оповещать работников, если на их имя пришла повестка. Если этого не сделать, руководителя или ответственного за воинский учет в компании могут оштрафовать.

Эти штрафы тоже заметно вырастут: максимальный размер составит 50 000 ₽ вместо действующих 3000 ₽. Кроме того, поправки вводят штрафы и для самих компаний — до 400 000 ₽. Раньше ответственности для организаций не было.

Если работодатель не отправил список сотрудников, которые подлежат первоначальной постановке на воинский учет, среднюю или крупную организацию могут оштрафовать на 50 000—400 000 ₽, а малое предприятие из реестра ФНС — на 25 000—200 000 ₽. Руководителю или ответственному грозит штраф от 40 000 до 50 000 ₽. Такие же штрафы предусмотрены, если сотруднику не сообщат о пришедшей повестке.

Депутаты полностью переписали статью 21.4 КоАП, в которой установлены штрафы за непередачу в военкомат сведений о сотрудниках, состоящих на воинском учете. Например, о принятии на работу или увольнении сотрудника, который должен состоять на учете.

Вместо отдельных сведений в этой статье будет написано «сведений, необходимых для ведения воинского учета» — то есть всей информации, которую работодатель должен передавать в военкомат. Штраф составит от 40 000 до 50 000 ₽ для руководителей или ответственных за воинский учет в компании.

Кроме этого, для работодателей появится новый состав правонарушения — неоказание содействия военкоматам по оповещению граждан об их мобилизации и необходимости явиться на сборные пункты .

Штраф для руководителей — от 60 000 до 80 000 ₽, для средних или крупных организаций — от 400 000 до 500 000 ₽, для малых предприятий — от 200 000 до 250 000 ₽.

В комитете Госдумы по обороне высказались по темам второй волны мобилизации, о ротации и замене мобилизованных

В комитете Госдумы по обороне назвали достаточным поток добровольцев в зону СВО

Такие данные привёл зампред комитета Юрий Швыткин, комментируя слухи о второй волне мобилизации.

В эфире радиостанции «Говорит Москва» депутат заявил, что за 11 месяцев 2023 года на контрактную службу отправились более 400 тысяч человек.

«С моей точки зрения, сегодня ребят, которые идут добровольцами, которые идут на контрактной основе, их достаточно.

Нужно признать, что есть потери, и восполнять потери нам тоже нужно.

Не нужно уходить от этого. Не в таком количестве, но они существуют.

Для задач, которые сегодня стоят, достаточное число. У нас уже озвучена эта цифра: контрактников призвано с 1 января до сегодняшнего дня более 410 тысяч человек».

Стоит отметить, что на днях зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев отчитался по набору военнослужащих

Согласно последним данным, контракт подписали не менее 410 000 человек. Причем это фактическое выполнение поставленного плана. Разумно было бы спросить – почему тогда не провести ротацию?

Но и с этим вопросом не все так просто. До конца года, получается, будет осуществлен набор контрактников на уровне 450 тысяч человек.

Однако всех этих новых людей нужно обучить, выдать форму, оружие и подготовить к отправке в зону проведения СВО.

Как правило, на такие мероприятия уходит минимум 2-3 месяца, а иногда и больше.

Если представить, что все контрактники заменят мобилизованных, это не решит проблему.

Во-первых, в тылу всегда должен оставаться определенный контингент, готовый сменить бойцов на передовой в любой момент.

Во-вторых, если менять мобилизованных, тогда придется ротировать и других военнослужащих.

Получается двоякая ситуации: нам нужно включить мобилизацию на поток, то есть призывать новых людей каждые полгода или же довольствовать службой до конца СВО.

В настоящее время решение было принято в пользу службы до конца СВО

Но никто не знает, что будет завтра, поэтому нельзя говорить об окончательном решении. Добровольцев в любом случае должны принимать на службу.

Кроме того, сейчас многие мобилизованные подписали контракты.

Швыткин также сообщил, что планов по ротации мобилизованных у властей нет

«Мобилизованным честь и хвала, они не демобилизуются, выполняют задачи.

Если мы сейчас будем менять ребят, то моделируем ситуацию…

Во-первых, нужно научить ребят, которыми мы их будем менять, пройти те же учебно-тренировочные центры.

Они пойдут, не имея опыта боевых действий, и это повлечёт за собой достаточно большое количество потерь.

Нет сегодня речи о том, чтобы полностью вывести подразделение.

К сожалению, это может привести к ещё большим потерям личного состава».

Швыткин отметил, что подразделения на передовой меняют, отправляют их в тыл.

Будет ли повторная мобилизация?

Если говорить честно, то об этом решении вряд ли сейчас думают в самых высоких кабинетах.

Мобилизация не является простым мероприятием, когда людей нужно полностью подготовить, выдать одежду, обмундирование и обучить.

На сегодня практически все проблемные места закрывают контрактники.

Кроме того, мобилизация в текущей ситуации является больше политическим решением.

Вряд ли оно будет принято до выборов президента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *