ТО для легковых частников пока не сделали

С 1 октября прохождение техосмотра для частных автомобилей старше 4 лет снова стало обязательным

Страховщики диагностических карт больше не требуют, но инспектор может ее проверить: добровольным ТО для легковых частников пока не сделали. Заработала ли зависшая с начала марта система? «МК» опросил людей, в первые дни октября столкнувшихся с техосмотром по разные стороны «баррикад» — и, кажется, радоваться пока нечему: в деле контроля исправности авто пока больше неразберихи, чем порядка.

Напомним, с 1 марта этого года в силу вступили новые правила техосмотра: фотовидеофиксация посещения автомобилем пункта ТО с геопривязкой, Единая автоматизированная информационная система техосмотра (ЕАИСТО), цифровые диагностические карты, которые проверяются патрулями ДПС при помощи служебных планшетов.

Вот только в первые же дни работы по новым правилам пункты ТО захлебнулись в очередях, а страховые компании (тогда диагностические карты были необходимы для покупки полисов ОСАГО) были парализованы. И действие всех валидных на начало марта диагностических карт автоматически продлили до 30 сентября. За это время должны были «всё починить».

С 1 октября эти продленные карты «превратились в тыкву» — а ведь 1 марта 2022 года, как обещают в ГИБДД, начнется и автоматическая фиксация проезда без диагностической карты — камеры будут сличать поток номеров проезжающих мимо них авто с ЕАИСТО и выписывать штрафы.

Карта «бита»

— Не дожидаясь октября, прошел ТО на одном из московских пунктов, оформлял диагностическую карту через «Госуслуги», — рассказал «МК» Дмитрий К, владелец 12-летней «Тойоты». — С самим процессом проблем не возникло, машина ухоженная, так что приехал — отметился — уехал. А вот получить диагностическую карту не могу уже две с лишним недели: переписываюсь с порталом, обещают все поправить. Если попадусь на рейд гаишников — будет интересно. Но я не удивлен: у меня похожая история уже была с QR-кодом о вакцинации. Когда я смог его получить, в Москве уже успели отменить эти коды для общепита.

Похожие истории корреспонденту «МК» рассказали еще двое москвичей с автомобилями старше четырех лет. Цифровая диагностическая карта, по сравнению с «архаичной» бумажной, представляет собой выписку из реестра ЕАИСТО — точно так же, как свидетельством о собственности на квартиру теперь является не гербовая бумага, а выписка из Росреестра. Но программные сбои случаются регулярно, и преодолевать их приходится неделями. Таким образом, разумно, что автоматическая фиксация отсутствия ТО пока не заработала: автоматических штрафов ни за что могло бы быть достаточно много.

Наплыва нет

— Мы ожидали, что будет бум клиентов, но никакого наплыва нет, — рассказали «МК» на одном из столичных пунктов ТО. — Скорее бум был в сентябре, когда самые правильные автовладельцы приезжали на осмотр, потому что боялись очередей в октябре. Бывают такие правильные люди, которые все чеки из магазинов подшивают — вот такие люди во все времена ездили на ТО, они и сейчас ездят. Но ажиотажа никакого нет. Скорее всего, очереди если будут, то после введения автофиксации, не иначе.

— Сделал техосмотр заранее, потому что предполагаю: с октября тарифы на ТО поднимутся, — рассказал пенсионер Андрей Бочков. — Летом много говорили, что пунктам техосмотра будет не на что жить, что нужно поднимать тарифы. Скорее всего, это должны осуществить уже скоро — ведь выборы прошли.

Действительно, система пунктов ТО (вот уже много лет отделенная от ГИБДД) недовольна действующими тарифами и считает их недостаточными — об этом представители Гильдии операторов техосмотра неоднократно заявляли в ходе дискуссии о будущем этой процедуры. Напомним, ГИБДД выступила за добровольность техосмотра для легковых частников (делать его теперь будут обязаны только при купле-продаже либо изменении регистрационных данных). А без потока личных автомобилей, которых на дорогах порядка 80%, «экономику не вытянешь».

Техосмотр «на лице»

Пока еще не очевидно — станет ли ТО добровольным: соответствующие поправки в законодательство еще далеки от принятия. Но техническое состояние автомобилей на дорогах в любом случае стало привлекать больше внимания правоохранителей. Причем для этого им не нужно проверять диагностические карты: потенциальные нарушения видны «невооруженным глазом».

— Регулярно проходят рейды по тонировке, несанкционированному внесению изменений в конструкцию автомобиля, выписываются протоколы за нештатное размещение госномера, — рассказал «МК» представитель отдела ГИБДД одного из районов Московской области. — В ходе отдельно взятого рейда за несколько часов выявляется только в одном районе до сотни нарушений Техрегламента. Проверка диагностических карт здесь мало что изменит — не секрет, например, что многие автолюбители для прохождения техосмотра меняют сиденья или колеса на штатные, а ездят с тюнинговыми.

Таким образом, с марта ситуация с ТО только запуталась: необходимости в техосмотре теперь не видит никто, кроме операторов этой процедуры, а честно пройти осмотр и получить легальную диагностическую карту не так уж просто: база, похоже, просто «повисла». Все должны решить ближайшие несколько месяцев, когда станет ясно: будет ли ТО добровольным, или нам ждать автоматических штрафов за отсутствие диагностической карты. Если это случится — очереди на пунктах ТО будут действительно зашкаливать.

Нововведения в техосмотре с 1 октября 2021 года

Что важно знать о техосмотре с 1 октября, кому его нужно проходить, а кто может подождать. Отвечаем на популярные вопросы водителей, запутавшихся реформе.

Какие авто должны проходить ТО с 1 октября?

·  Срок действия диагностической карты к которых истек до 1 февраля 2021 года;

·  Достигшие возраста четырех лет, у которых возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту;

·  Если срок действия диагностической карты истекает с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, тогда она будет действительна до 1 апреля 2021;

·  Грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт, использующийся для извлечения прибыли (перевозчики, таксисты, грузоперевозчики и т.д.).

Где можно пройти ТО?

Проходить технический осмотр необходимо на официальных пунктах технического осмотра, аккредитованных РСА. Их адреса вносятся в Реестр операторов технического осмотра. Актуальность своей диагностической карты можно проверить на сайте ГИБДД.

Ответственность за непрохождение ТО

Санкция за отсутствие актуальной диагностической карты составляет от 500 до 800 рублей для юридических лиц, использующих автомобиль в коммерческих целях.

Но для владельцев частных легковых автомобилей и мотоциклов ответственность за отсутствие диагностической карты не предусмотрена. Более того, с 22 августа не предусмотрен и контроль за ее наличием: после вступления в силу изменений статьи 16 Федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения», автомобилистам при получении полиса ОСАГО не нужно будет подтверждать, что их машины прошли техосмотр. Таким образом, у таких автовладельцев обязанность пройти ТО есть, но если они этого не сделают, то ничего им за это не будет до 1 марта 2022.

7 сентября партия «Единая Россия» предложили и вовсе отменить обязательный техосмотр личного транспорта. В правительстве неделю спустя высказали намерение поддержать эту инициативу. В Российском союзе автостраховщиков идею также поддержали. А вот в «Союзе операторов техосмотра» призвали «раньше времени не делать выводы и дождаться конкретики и ясности». Вполне возможно, что они намекают на предвыборный популизм депутатов Госдумы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *