Самые известные из немногих фирм, специализирующихся на этом жанре, — Lucas Arts и Cryo. Их DIG, Full Throttle, Grim Fandango стали эталонами игрового мира. Однако и в них не все так хорошо, как кажется. Играя в DIG, я удивлялся, как надуманны и неестественны те или иные загадки. Конечно, это научно-фантастический квест (причем сделанный очень интересно — одна музыка чего стоит!), сюжет, которого придумал сам Спилберг. Однако без описания пройти его сложно. Единственная загадка, рассчитанная на нормальное логическое мышление игрока — собрать скелет черепахи из отдельных костей, — не вызвала затруднений.
Квесты от французской компании Cryo Interactive тоже известны многим. Вспомним хотя бы Lost Eden. Правда, современные квесты претерпели изменения жанра. Их стали именовать Adventure. Впрочем, это не так важно. Игры, созданные в Cryo, просто превосходны: «Атлантида II» и «Фауст: семь душ» — интересные приключенческие квесты. Более того, эти игры очень красивы. Даже музыкальное оформление тесно переплетается с сюжетом игр. Саундтрек из «Фауста» под названием «Прочь из моего сердца» уже сейчас можно смело включать в список лучшего музыкального сопровождения игр 2000 года. В фирме Sierra тоже решили не отставать и выпустили «Gabriel Knight 3». Причем GK 3 силен не только сюжетом и графикой, но и тем, что игрок узнаёт очень многое об истории Франции (действие на этот раз происходит именно там).
Кстати, сюжет того же DIG настолько интересен, что вполне годится для фильма. Превосходного фильма! Ведь уже немало картин создано на основе компьютерных игр и наоборот. Жизнь показывает, что американцы предпочитают жанр action, т. е. боевики.
А вот экранизация знаменитого Quake, по-моему, потерпела бы крах — трех часов безудержной стрельбы в крови по колено не выдержала бы и половина кинозала. Вы спросите: почему так происходит? Ответ прост: если нет оригинального сюжета, фильм переполняется спецэффектами, а они быстро надоедают. А если есть и то и другое? О, тогда фильм бьет все рекорды кинопроката, как это случилось с «Парком юрского периода» того же Спилберга. Этот фильм по праву можно отнести к приключенческим. Среди отечественных фантастических фильмов, заставляющих думать как в квесте, можно бы назвать «Солярис» Андрея Тарковского (в главной роли Донатас Банионис; не путать с Антонио Бандерасом), созданный по одноименному роману Станислава Лема. Фильм просто замечательный, а вот игра, увы, пока не создана.
Коль уж мы заговорили о «своем», «родном», о том, что «сердцу мило», как не вспомнить игру «Петька и Чапаев спасают Галактику» (в простонародье «ВИЧ»). Довольно интересный, понятный советскому человеку квест. Он сразу попал в первые ряды самых популярных советских игр. Неплоха игра ГЭГ, созданная в том же стиле, только в ней побольше черного юмора.
Одновременно с ВИЧ и ГЭГ на рынке появился русифицированный квест «Неверьвхудо». Отличаясь «пластилиновой графикой» и довольно неплохим сюжетом, он имел тот же недостаток, что и все другие импортные игры (неестественных загадок в нем, правда, уже не так много). Любители «Неверьвхудо» могут горячо возразить: действие-то происходит в сказочной стране! Да, игра превосходная, веселая. Но я хочу в квестах, в решении задач и загадок, только одного — определенности. И ничего более. Если в игре вам попадается, например, молоток, то он должен использоваться как молоток — чтоб заколачивать им гвозди, а не топить камин или, скажем, раскатать тесто.