Почему вырастет цена на продукты, если стоимость бензина на заправках не растет?

Бизнес-ассоциации предупредили Медведева о возможном росте цен на товары

Отмечается, что затраты на топливо в среднем составляют не менее 30% себестоимости услуг профессиональных автоперевозчиков

Ассоциации торговых, производственных и транспортно-логистических компаний ожидают роста цен на товары из-за изменения условий приобретения корпоративными клиентами топлива у нефтяных компаний. Соответствующее письмо они направили премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, пишет во вторник газета «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.

Как отмечает издание, обращение к председателю правительства подписали в том числе руководители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), «Руспродсоюза» и Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).

В отправленном 14 декабря письме, по данным «Коммерсанта», отмечается, что затраты на топливо в среднем составляют не менее 30% себестоимости услуг профессиональных автоперевозчиков, при этом только в ноябре эти расходы выросли примерно на 30%. Как утверждают авторы документа, стоимость транспортных услуг может возрасти как минимум на 10%, что скажется на розничных ценах на товары.

Ассоциации просят Медведева поручить провести встречу с представителями топливных компаний, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и возможные условия сотрудничества.

Пресс-секретарь премьер-министра Олег Осипов переадресовал вопросы издания вице-премьеру Дмитрию Козаку. Представитель последнего Илья Джус сообщил «Коммерсанту», что документ в аппарат заместителя председателя правительства не поступал, отметив, что корпоративные программы нефтяных компаний кабмин не регулирует. «Это предмет взаимоотношений нефтяных компаний с клиентами», — сказал газете Джус.

Ситуация с ценами на бензин

В начале ноября газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на топливном рынке писала, что российские нефтяные компании, в том числе «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть», с июня начали сокращать или отменять скидки корпоративным клиентам по топливным картам. Согласно утверждению издания, таким образом крупные компании нашли способ скрыто повышать розничные цены на бензин и дизельное топливо на своих заправках в условиях согласованной с правительством заморозки цен.

При этом в «Газпром нефти» сообщили, что компания сохранила условия продажи бензина и дизельного топлива на АЗС для корпоративных клиентов, но решила ввести плату за информационные сервисы. В «Татнефти» заявляли, что не собираются менять бонусные программы.

Заморозка цен на горючее была согласована 31 октября. Нефтяники согласились с предложением кабмина зафиксировать оптовые цены на бензин и дизельное топливо на уровне июня до конца года, а в следующем году индексировать их не выше инфляции. При этом ранее правительство также решило отменить повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, а существующая ставка была снижена — на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно.

Рост цен на топливо грозит подорожанием продуктов

Ассоциации транспортно-логистических, производственных и торговых компаний предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о последствиях ужесточения условий покупки топлива корпоративными клиентами — транспортными компаниями.

После заморозки розничных и мелкооптовых цен на топливо нефтяные компании переключились на корпоративных клиентов и меняют стоимость отпуска топлива им. Это может грозить ростом цен на товары и услуги, которые перевозятся транспортными компаниями, пишет «Коммерсант».

Письмо премьер-министру подписано Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), «Руспродсоюзом». Из-за ужесточения условий продажи топлива корпоративным клиентам цена транспортных услуг может вырасти на 10 процентов, что скажется и на стоимости товаров и услуг.

Что еще известно:

8 ноября стало известно, что нефтяники скрыто поднимают цены на бензин и дизельное топливо для корпоративных клиентов. «Газпром нефть» ввела для них сервисные сборы, другие крупные компании отменили скидки.

Представители нескольких ассоциаций отправили премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой разобраться. Его пресс-секретарь не стал комментировать ситуацию «Коммерсанту». Представитель вице-примера Дмитрия Козака отметил, что правительство не регулирует корпоративные программы: «Это предмет взаимоотношений нефтяных компаний с клиентами».

Почему это важно:

Из-за роста издержек цены на продукты могут вырасти до восьми процентов, считает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Сильнее всего это скажется на скоропортящихся продуктах. Первыми пострадают крупные компании и небольшие локальные предприятия, которые работают в отдаленных городах и поселках.

Заморозка цен на топливо:

Нефтяные компании России подписали соглашение о заморозке розничных цен на бензин. Дмитрий Медведев утвердил постановление, согласно которому до конца 2018 года они должны держать цены на уровне начала июня. Это должно помочь сохранить бизнес независимым автомобильным заправочным станциям.

12 ноября 2018 года вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что все крупные российские нефтяные компании подписали соглашение с правительством РФ о стабилизации цен на автомобильное топливо. По словам Козака, ситуация на рынке моторного топлива в России стабилизирована, цены на топливо заморожены и будут сохраняться на этом уровне до конца марта 2019 года.

В начале 1990-х годов

К моменту распада СССР стоимость бензина (марки АИ-92) в среднем по России составляла 40 копеек за литр. При этом уже в 1990 году реальная стоимость его производства превысила регулируемую государством цену в два раза, в связи с чем возник дефицит моторного топлива и сформировался черный рынок.

3 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен, однако бензин вошел в число социально значимых товаров, на которые цены продолжали устанавливаться государством.

23 декабря 1991 года Министерство экономики и финансов РСФСР выпустило указание, согласно которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза — до 1 руб. 20 коп. Однако уже 4 января 1992 года Ельцин подписал постановление правительства, разрешающее нефтеперерабатывающим заводам поставлять 10% производимых продуктов по свободным ценам.

В апреле того же года регулирование цен на бензин было фактически передано региональным властям, которые в марте — апреле своими постановлениями повысили их до рыночных. Например, в Москве долгое время поддерживался максимальный тариф в 1 руб. 20 коп., однако из-за вывоза топлива в соседние регионы, где цены были либерализованы, возник дефицит. В итоге 20 апреля цены на бензин в столице подскочили до 7 руб.

На этом подорожание не закончилось, к началу осени 1992 года бензин в Москве подорожал до 20 руб., а на Дальнем Востоке — до 30 руб. и более. Уже 17 сентября 1992 года Ельцин подписал указ «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов», в котором установил максимальную торговую надбавку на нефтепродукты в 2%. Однако из-за инфляции региональные власти продолжали повышать цены. Так, 20 января 1993 года бензин в Москве и Подмосковье подорожал до 48 руб., 18 февраля — до 60 руб.

В апреле 1993 года Ельцин подписал сразу два указа — «О мерах по упорядочению ценообразования на нефть и продукты ее переработки на 1993 год», который фактически запустил процесс полной отмены регулирования цен на топливо, а также «О снабженческо-сбытовых надбавках на нефтепродукты», который временно заморозил цены на топливо для сельскохозяйственных предприятий, так как резкое подорожание угрожало срывом посевной.

В июле 1993 года регулируемые цены на бензин в Москве достигли 100 руб., в январе 1994 года — 250 руб., а в ноябре 1994 года — 500 руб. При этом осенью 1994 года столица пережила серьезный топливный кризис: частные заправочные станции резко подняли тарифы до 2500 руб., а по регулируемым ценам топливо купить было нельзя. В результате пришлось вмешаться столичным властям. Мэр Москвы Юрий Лужков повысил регулируемые тарифы до 1 тыс. руб. и лишил лицензий 10 коммерческих компаний, завышавших цены на своих заправках. Аналогичные действия на протяжении 1993-1995 годах неоднократно предпринимали и другие регионы.

Окончательно о переходе на рыночные цены на бензин было объявлено 26 июня 1995 года, что позволило на несколько лет решить проблемы со снабжением топливом в большинстве регионов и стабилизировать цены. Так, в 1995-1998 годах цена на бензин (здесь и далее — марки АИ-95) выросла только с 1680 до 1960 неденоминированных рублей.

Топливный кризис 1999 года

Дефолт в августе 1998 года и резкое снижение курса рубля по отношению к доллару не привели к немедленному росту цен на бензин. Они оставались стабильными на уровне 2 деноминированных рублей за литр. Однако уже 16 ноября 1998 года министр топлива и энергетики России Сергей Генералов сообщил, что в стране «ощущается некоторый дефицит нефти». Вызвано это было тем, что НПЗ увеличили продажи бензина за рубеж, где закупочные цены на него были выше.

Первыми регионами, ощутившими нехватку топлива, стали Карелия и Санкт-Петербург, где с 30 апреля по 5 мая стоимость бензина резко возросла с 2 до 7 руб. Это практически сразу повлекло за собой рост цен на продукты питания. 7 мая губернатор Петербурга Владимир Яковлев обвинил топливные компании в сговоре, пригрозив: «Мы поддадим им так, что мало этим заговорщикам не покажется». Были возбуждены антимонопольные дела против владельцев автозаправок и Киришского НПЗ (в июле были возбуждены и уголовные дела, но о результатах расследования по ним не сообщалось). Рост цен был временно остановлен после того, как власти города договорились с Киришским НПЗ об увеличении поставок.

Уже в середине мая 1999 года кризис вышел за пределы Северо-Запада России, бензин начал резко дорожать на Черноземье и в Сибири (в Москве при этом поначалу цены повысились на 20%). На рост стоимости топлива повлияла также подготовка Госдумой нового налогового кодекса, который предполагал взимание акцизов не с НПЗ, а с автозаправочных станций (он вступил в силу с 1 января 2001 года).

7 июня 1999 года премьер-министр Сергей Степашин на встрече с главами думских фракций заявил о необходимости «жестко контролировать попытки… спекулировать на бензине». Также он пообещал установить «жесткий мораторий на повышение цен на энергоносители». 10 июня на заседании правительства Степашин пообещал «принимать жесткие меры по отношению к спекулянтам вплоть до заведения уголовных дел». «Мы никому не позволим играться с государством», — добавил тогда премьер-министр.

В качестве меры по исправлению ситуации новое правительство под председательством Владимира Путина в августе 1999 года предложило в два раза увеличить вывозные пошлины на нефть и мазут, однако после переговоров с нефтяными компаниями было решено остановиться на компромиссном повышении в 1,5 раза. Также 25 августа председатель подкомитета Госдумы по топливным ресурсам Валерий Язев сообщил, что Путин на совещании с руководителем администрации президента Александром Волошиным предложил для решения проблем на топливном рынке создать государственную нефтяную компанию, которая «может стать крупнейшим трейдером на внутреннем рынке и крупным экспортером».

Ситуация на рынке бензина стабилизировалась к осени 1999 года. При этом по итогам года автомобильное топливо во всех регионах подорожало с 2 до 9 руб. Проблема была решена благодаря тому, что регионы нашли альтернативных поставщиков бензина. Например, в Санкт-Петербурге им стал «Сургутнефтегаз».

28 декабря 1999 года Арбитражный суд по Петербургу и Ленинградской области подтвердил решение ФАС, согласно которому петербургские отделения топливных компаний («Лукойл», Shell, Neste и др.) были обязаны возместить в федеральный бюджет 10 млн руб., незаконно полученных в результате ценового сговора.

Цены на бензин в 2000-2008 годах

Вплоть до 2008 года бензиновые цены стабильно увеличивались на фоне роста цен на нефть. Розничная стоимость литра АИ-95 впервые превысила 10 руб. в 2004 году и 20 руб. — в 2007 году. Серьезных кризисов этот рост не вызвал, поскольку происходил на фоне быстрого роста экономики. В октябре 2003 года вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко, объясняя рост цен, заявил, что он происходит из- за роста цен на нефть и потребления в стране.

Тем не менее, политики неоднократно высказывали обеспокоенность из-за подорожания. Так, в сентябре 2005 года спикер Совета Федерации Сергей Миронов попросил правительство вмешаться в ситуацию. 19 сентября 2005 года руководители крупнейших российских нефтяных компаний на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко приняли решение заморозить цены на бензин и другие нефтепродукты до конца года.

27 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин связал рост цен на бензин «прежде всего с тем, что российская экономика интегрируется в международную экономику», но вместе с этим поручил правительству подготовить решения в связи с подорожанием бензина. В результате правительство решило не повышать акцизы на бензин, заморозив их на уровне 3 тыс. 629 руб. за тонну. Кроме того, сдерживать рост цен позволяли переговоры с нефтяниками, которые добились в ответ постепенного снижения налога на добычу полезных ископаемых.

Также ФАС периодически штрафовала нефтяные компании за ценовые сговоры, но только на региональном уровне. Например, за завышение цен весной 2008 года в Алтайском крае компании «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт» были оштрафованы на 1,2 млн руб. и 3,9 млн руб. соответственно.

После мирового финансового кризиса 2008 года

Промежуточный пик розничных цен на бензин АИ-95 (25,14 руб.) был достигнут в августе 2008 года накануне мирового финансового кризиса. Однако вслед за этим последовало падение цен на нефть и, соответственно, снижение цен на бензин — до 19,77 руб. за литр в мае 2009 года. Затем рост возобновился.

В 2010-х годах бензин продолжал дорожать вслед за нефтью. 16 декабря 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе прямой линии на вопрос о том, может ли Россия запретить экспорт нефти, чтобы не допустить удорожание бензина внутри страны, ответил: «Мы не можем закрыть экспорт нефти, поскольку он обеспечивает основные поступления в бюджет». С 2010 года правительство впервые с 2005 года начало повышать акцизы на бензин.

Весной 2011 года в ряде регионов России возникли перебои с топливом, что вызвало рост цен. На заседании президиума правительства 28 апреля 2011 года Путин заявил: «Мы в прошлом году заняли первое место в мире по добыче нефти, и мы не можем допустить, чтобы в нашей стране жители хоть в каком-то месте испытывали дефицит нефтепродуктов». Одной из мер, принятых правительством, стало повышение экспортных пошлин на нефтепродукты. Также Минэнерго договорилось с нефтяными компаниями о временной приостановке экспорта нефти в мае 2011 года.

Кроме того, летом 2011 года Минэнерго по поручению Путина объявило о подготовке системы резервирования нефтепродуктов для внутренних нужд, назначив ее оператором компанию «Роснефтегаз». 27 июля 2011 года сообщалось, что «Роснефтегаз» заключил рамочные договоры по резервированию нефти с «Роснефтью», «Газпром нефтью», «Зарубежнефтью», «Лукойлом» и «Сургутнефтегазом», однако информация о реальном создании этого резерва не публиковалась.

Психологическая отметка в 30 руб. за литр была преодолена в ноябре 2012 года, в 2013 году цены на бензин стабилизировались на уровне 35 руб. за литр. Колебания нефтяных котировок в 2014-2016 годах слабо отразились на заправках в России, поскольку оптовые и розничные поставщики повышением цен старались компенсировать потери от падения курса рубля. Так, с осени 2014 года до января 2015 года нефть подешевела более чем в два раза, со $100 до $45 за баррель, но бензин продолжал стоить 35 руб. за литр.

Следующее крупное падение цен на нефть в декабре 2015 года — феврале 2016 года, когда стоимость барреля сократилась с $50 до $27,5, тоже привело лишь к незначительным изменениям: бензин подешевел с 37,5 до 36,5 руб. за литр, но затем цены возобновили рост. В августе 2017 года на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 превысила 40 руб. за литр.

2018 год

В мае 2018 года произошел один из самых ощутимых скачков бензиновых цен за последние годы — они поднялись на 5,6% по сравнению с апрелем — до 43,2 руб. за литр. В ответ правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июня на 2 тыс. (до 9-11 тыс. руб.) и 3 тыс. руб. (до 4,66 тыс. руб.) за 1 т, а также отказаться от запланированного повышения акцизов с 1 июля.

7 июня 2018 года Путин в ходе прямой линии заявил, что рост цен на бензин в России произошел «из-за неточного регулирования». Принятые меры позволили стабилизировать цены на уровне 45 руб. за литр в июне, однако уже в середине октября цены начали приближаться к отметке 46 руб.

31 октября Козак провел совещание с основными нефтяными компаниями: «Роснефтью», «Газпромом», «Сургутнефтегазом», «Русснефтью», «Газпром нефтью», «Новым потоком», «Нефтегазхолдингом», «Лукойлом», «ТАИФ-НК» и «Татнефтью». По его итогам появилась договоренность о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и возможности их последующей индексации не более чем в пределах прогнозируемой годовой инфляции. Если хотя бы одна из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, правительство введет заградительные пошлины на экспорт топлива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *