Топилин назвал регионы, где пройдет выявление бедных семей

Топилин: в нескольких регионах России пройдет эксперимент по снижению бедности. Проект позволит отработать технологию выявления бедных семей, отметил министр

Эксперимент по снижению бедности в России пройдет в нескольких пилотных регионах в 2019 году и позволит отработать новую технологию выявления бедных семей для оказания им адресной поддержки. Об этом сообщил в пятницу журналистам глава Минтруда РФ Максим Топилин.

«Приказ [о проведении пилотного проекта] подписан на днях. Сегодня у меня с Минфином и Минэкономразвития будет совещание по поводу дорожной карты в этом направлении. Пилотные регионы — Нижний Новгород, Иваново, Приморье, и, если не ошибаюсь, Кабардино-Балкария. В этих регионах мы будем отрабатывать технологию выявления бедных семей, <…> чтобы выходить на оказание им адресной помощи на основе социального контракта», — отметил Топилин, уточнив, что с Минфином будет прорабатываться вопрос того, «чтобы социальный контракт поддерживался из федерального бюджета».

«Мы подготовили первый драфт мероприятий по исполнению национальной цели по снижению в два раза уровня бедности и договорились с рядом регионов … провести на их территории эксперимент по персонифицированному выявлению семей с низкими доходами для того, чтобы построить для них траектории выхода из малообеспеченности и в последующем … эту работу с 2021 года развернуть по всей стране», — сказал Топилин.

В сентябре 2018 года вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что правительство России подготовит пакет дополнительных мер по снижению бедности и поддержке семей с детьми в первой половине 2019 года. Позже она уточнила, что пакет мер будет представлен в первой половине следующего года. Снижение бедности в России является национальной задачей в соответствии с майским указом президента РФ Владимира Путина.

Вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова признала нехватку мер для снижения уровня бедности

Росстат фиксирует снижение уровня доходов россиян, особенно семей с детьми
Меры по сокращению бедности не дают должного эффекта, сообщила журналистам в ходе брифинга после заседания правительства вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова, передает корреспондент РБК. Чтобы выполнить майский указ президента России, который включал поручение по сокращению бедности в стране в два раза до 2024 года, правительство, по ее словам, разработает новые варианты.
Соответствующий документ Владимир Путин подписал весной. Поручение содержится в новом майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Цель снизить в стране уровень бедности Татьяна Голикова во время общения с журналистами назвала «одной из самых сложных тем». «Мы будем мониторить ситуацию. Сейчас мы видим, что те меры, которые у нас есть, пока не дают нам возможности дотянуть снижение [уровня бедности] в два раза, поэтому мы в настоящее время работаем с экспертным сообществом как по проекту «Демография», так и по необходимости выполнения показателя по снижению бедности в два раза», — сообщила вице-премьер.В правительстве, по словам Татьяны Голиковой, собираются уже в 2019 году предложить дополнительные меры по поддержке граждан как по проекту «Демография», так и по национальной цели снижения бедности. Ключевое значение для влияния на последний показатель, отметила она, имеет состояние семей с детьми. «Их поддержка является наиболее чувствительной для показателя снижения бедности», — подчеркнула вице-премьер.

Это уже не первый раз, когда Татьяна Голикова отзывается о снижении уровня бедности в стране как об одной из самых сложных задач майского указа. Весной она замечала, что реализация этого поручения будет зависеть от того, какими темпами станет развиваться экономика России. 24 сентября 2018 года вице-премьер также допустила, что правительство может подготовить новый пакет мер по борьбе с бедностью и поддержке демографии и семей с детьми.

Выступая с посланием к Федеральному собранию 1 марта 2018 года, Владимир Путин напомнил, что в 2000 году за чертой бедности в России находились 42 млн человек, или 29% населения. В мае Росстат отчитался, что в 2017 году этот показатель составил уже 13,2%, или 19,3 млн россиян. В 2016 году ниже прожиточного минимума доходы получали 19,5 млн человек в России

Новые меры социальной поддержки семей с детьми:

Несмотря на позитивные изменения в российской демографической ситуации за период с 2000-х гг.,
в том числе благодаря введению новых социальных выплат и увеличению размеров существующих,
доля расходов в ВВП на поддержку семей с детьми остается ниже, чем в Европе, а сама
эффективность влияния социальной поддержки на рождаемость продолжает вызывать вопросы.
В статье сделана попытка дать модельную оценку расходов бюджета на введенные с 2018 г. выплаты
нуждающимся семьям при рождении первого и второго ребенка, а также проследить, как
эти выплаты отразятся на показателях уровня бедности и дефицита дохода. Авторы заключают, что
более четкое целеполагание новых детских выплат (речь должна идти об инвестициях в развитие
человеческого капитала детей), а также более тонкая настройка дизайна этих выплат, в том числе
применяемых правил отнесения семей к числу получателей и критериев нуждаемости, могла бы
без значительных дополнительных расходов повысить вклад этих мер в снижение уровня бедности
семей с детьми, а их социальную поддержку сделать более универсальной и прозрачной.
Ключевые слова:
государственные социальные расходы, меры социальной поддержки, социальные выплаты и льготы.

Введение выплат на первого и второго ребенка существенно сокращает уровень бедности
среди семей-получателей, но оказывает небольшое влияние на бедность среди всех
семей с детьми, поскольку получатели выплат составляют небольшой процент от общего
числа семей с детьми.
С точки зрения эффективности снижения дефицита доходов семей-получателей выплаты
не обеспечивают высоких результатов, что предопределяется условиями их получения:
на выплаты могут претендовать не только те семьи, чей доход меньше прожиточного
минимума, но и те семьи, чей доход меньше 1,5 ПМ.
Кроме того, установление фиксированного размера выплаты, равного величине прожиточного
минимума, безотносительно уровня денежного дохода и его дефицита у получателей,
дополнительно способствует распылению средств данных пособий на домохозяйства
с доходами выше как величины критерия нуждаемости (1,5 ПМ), так и тем более
уровня бедности (1 ПМ).
В целом сложившаяся теперь социальная поддержка нуждающихся семей в связи
с рождением ребенка представляется не совсем сбалансированной: ежемесячные выплаты
охватывают абсолютное большинство детей в возрасте до 1,5 года из нуждающихся
семей, но при этом некоторых детей исключают. В частности, исключенными оказались
дети до 1,5 года, родившиеся до 1 января 2018 г. Среди родившихся третьих и последующих
детей исключены также те, кто проживает в регионах с благополучной демографической
обстановкой, хотя высокая рождаемость в регионе отнюдь не означает, что семьи
с тремя и более детьми не нуждаются в социальной защите, тем более что семьи с одним
или двумя детьми из этих же регионов попадают в программу выплат. Поскольку высокая
рождаемость наблюдается в ряде национальных республик, исключение третьих детей из
федеральной программы может создать необоснованное впечатление дискриминации
нуждающихся многодетных семей по национальному признаку. Правила предоставления
мер социальной поддержки не универсальны: в случае с третьим ребенком выплаты осуществляются
до трех лет, а в случае с первым-вторым — только до полутора лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *