Выплаты по советским вкладам. Государство отказывается вернуть долг россиянам

Парламентское большинство Госдумы поддержало инициативу Правительства, которая в очередной раз откладывает плату по долгам перед населением.

18 октября Госдума рассмотрела внесённый Правительством законопроект «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора».

Что таит эта туманная формулировка? Как прозорливый читатель уже догадывается, ничего хорошего для социальной сферы. На самом деле это значит, что государство в очередной раз отказывается от компенсации населению вкладов, обесценившихся в 1991 году. Инициатива Правительства такова, что оно предлагает вернуться к рассмотрению этого вопроса в 2022 году. Ведь на это требуется 43 триллиона рублей, а денег, как известно, нет…

Эксперты поделились мнением, что такими темпами граждане-владельцы обесценившихся вкладов могут просто не дождаться компенсации. И как ни прискорбно это отмечать, это ложится в общую канву с дальнейшим развитием пенсионной реформы и отказом от выплат детских пособий.

Напишите в комментариях, пострадали ли Вы от обесценивания вкладов в 1991 году? Что вы думаете о проводимой Правительством политике в отношении вкладов и вернут ли их когда-нибудь потерпевшим?

Выплаты по «советским» вкладам в Сбербанке в следующем году планируется продолжить

Минфин России представил проект соответствующего постановления Правительства РФ для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Документом предполагается перечисление компенсационных выплат по вкладам исходя из их остатка по состоянию на 20 июня 1991 года в течение 2019 года1. Отмечается, что на продление срока этих выплат проектом федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов заложено 5,5 млрд руб.
Напомним, что выплата компенсаций осуществляется в следующих размерах:

  • в трехкратном размере остатка вкладов в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 года – гражданам по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам);
  • в двукратном размере остатка вкладов в том же банке по состоянию на ту же дату – гражданам 1946-1991 годов рождения (в том числе наследникам) (абз. 1-2 п. 2 Правил осуществления в 2010 — 2018 годах компенсационных выплат российским гражданам по вкладам в Сбербанке России, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», далее – правила компенсационных выплат).

При этом на размер компенсаций также влияет и срок хранения вкладов, в зависимости от которого применяется определенный коэффициент. Так, к примеру, он равен 0,6 для вкладов, закрытых в 1992 году, и 1 – для вкладов, действующих в настоящее время (абз. 4 п. 2 правил компенсационных выплат).

Независимая антикоррупционная экспертиза и общественное обсуждение завершатся 5 ноября.

Комитет Госдумы одобрил продление приостановки выплат по советским вкладам Сбербанка

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении и в целом закон о продлении до 2021 года включительно приостановки компенсации в полном объеме сбережений, помещенных во вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 года.В 1995 году был принят закон, согласно которому государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности сбережений граждан, помещенных во вклады Сбербанка РФ до 20 июня 1991 года, во вклады по договорам личного страхования и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР на территории России до 1 января 1992 года.

Восстановление сбережений, согласно принятому документу, должно осуществляться переводом их в целевые долговые обязательства РФ с использованием долгового рубля. Стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств России.

При переводе всех гарантированных государством сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ объем средств, необходимый для их погашения, составляет в 2019 году 43,82 трлн рублей, в 2020 году — 45,4 трлн рублей, в 2021 году — 47,22 трлн рублей, подсчитали в правительстве РФ.

Приостановка компенсаций продлевается ежегодно с 2003 года в связи с тем, что правительством до сих пор не разработаны законы, регламентирующие порядок применения долгового рубля и перевод вкладов в целевые долговые обязательства России, а также порядок их обслуживания. Кроме того, в правительстве констатируют отсутствие финансовых источников полной компенсации советских вкладов.

Выплата советских вкладов грозит крахом экономике России

Компенсация в полном объеме советских вкладов в Сбербанке после злополучной павловской денежной реформы в 1991 году в очередной раз откладывается. Почему Россия до сих пор не решила эту проблему? Что мешает наконец взять и расплатиться по советским долгам?

Компенсации советских вкладов в Сбербанке в очередной раз приостановят вплоть до 1 января 2022 года. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект.

В январе 1991 года в результате павловской реформы (названа так по фамилии первого и последнего советского премьер-министра) были изъяты из обращения 50- и 100-рублевые купюры образца 1961 года и объявлен обмен их на более мелкие купюры нового образца. Сообщили об этом в 21 час в программе «Время», когда банки и многие магазины были закрыты. Обмен разрешили только в течение трех дней и не более 1 тыс. рублей на человека, а право обменять остальное давала специальная комиссия, которой еще надо было доказать законность заработанных рублей. Снять в банке можно было не больше 500 рублей. Причем отметку ставили в паспорте, чтобы в другом отделении Сбербанка клиент не смог снять деньги повторно.

Зачем была нужна эта реформа? Чтобы убрать из обращения миллиарды рублей. В конце 1980-х годов государство напечатало слишком много денег, чтобы в условиях кризиса финансировать все социальные проекты. В итоге деньги у людей были, и много, но купить на них было нечего из-за дефицита, поэтому многие и хранили их на вкладах в Сбербанке, единственном тогда финансовом учреждении. Потом вклады в Сбере были просто заморожены. Власти хотели изъять из обращения благодаря реформе 51,5 млрд из 133 млрд рублей наличных, то есть 40% денег. По итогам удалось «выловить» только 14 млрд рублей.

Экономист, президент «Неокона» Михаил Хазин ранее объяснял, что к тому времени себестоимость многих товаров стала значительно выше, чем цена продажи советским гражданам. Надо было снижать уровень жизни, на что в социалистическом государстве не могли пойти. Павловская реформа должна была устранить эти ценовые диспропорции.

Впрочем, реформу надо было проводить намного раньше и, конечно, совсем не таким варварским способом, да и менять надо было не только деньги, а многие структурные проблемы в экономике. Но историю уже не перепишешь, а на ошибках можно лишь учиться.

Реформа привела к тому, что десятки миллионов граждан в одночасье потеряли свои сбережения. Надо сказать, что власти уже в 1995 году приняли закон, который гарантирует возмещение потерянных вкладов в Сбербанке, которые были там до 20 июня 1991 года. Эти вклады должны быть переведены в условный долговой рубль, курс которого должен определяться исходя из изменений контрольной стоимости необходимого социального набора товаров, продуктов и услуг.Однако закон о переводе вкладов в целевые долговые обязательства РФ, порядок их обслуживания до сих пор не приняты. Понятно, что такой закон принять – дело нехитрое. И уж за 23 года это сделать было нетрудно. Проблема совершенно в другом. Если выплатить полноценные компенсации по вкладам, а у многих их было достаточно на покупку машины или даже квартиры, наше государство ждет крах в прямом смысле. У правительства как не было, так и нет таких денег, чтобы полностью компенсировать советские вклады.

При переводе всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ объем необходимых на их погашение средств, по оценке правительства, в 2019 году составил бы 43,82 триллиона рублей, в 2020 году – 45,4 триллиона рублей, в 2021 году – 47,22 триллиона рублей. Поэтому правительству ничего не остается, как из года в год приостанавливать действие этого закона от 1995 года.

«Правительство и Дума в 1995 году с «барского плеча» приняли закон о будущих выплатах, который пришлось бы выполнять будущим правительствам. Ни тогда, ни сейчас это не было реально выплатить, такой вот популистский закон. Принимали его, видимо, чтобы погасить в зародыше возможную социальную бурю и задобрить избирателей перед президентскими выборами 1996 года, которые власть могла проиграть. Вот закон и оказался наполнен несбыточными обещаниями», – говорит Петр Пушкарев из ГК TeleTrade.

Конечно, с точки зрения социальной справедливости хотелось бы вернуть гражданам утерянное в равноценном объеме. Но с экономической точки зрения это невозможно.

«При любых методиках подсчета это будут суммы порядка ВВП современной России, причем даже не за один год. Сумма компенсаций «по максимуму» в 40–50 трлн рублей сравнимы с более чем двухлетним размером всего госбюджета», – говорит Пушкарев. Доходы бюджета на 2018 год составят всего 16,5 трлн рублей, это в 2,6 раза меньше 43 трлн рублей, необходимых для выплат в 2019 году. «Откуда взять такие суммы государству, особенно в не самых простых по-прежнему финансовых условиях. Очевидно, что на выплату таких сумм невозможно всерьез рассчитывать, увы, и в будущем», – считает Пушкарев.

Правительство стоит перед выбором – выплатить полностью нельзя, а если начать выплачивать понемногу, какие-то символические суммы, то это будет восприниматься гражданами как насмешка со стороны государства, считает он. «Выдать один раз всем условно по 2 тысячи рублей, независимо от суммы вклада, и разорить бюджет? Легче никому от этого не станет, только усугубит проблемы и обрежет окончательно возможность инвестировать деньги из бюджета хоть в какое-то развитие, не говоря уже о прорывах», – говорит Пушкарев.

«Для правительства выгоднее держать эту страницу открытой, чтобы не вызывать лишних обвинений. Так есть хоть какая-то надежда у граждан, и эта надежда вполне реальна, ведь какие-то компенсации все же выплачивались», – говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *