Куда Путин распределил 28 триллионов на совещании по нацпроектам?

Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Сегодня предлагаю обсудить системные подходы к решению тех стратегических задач, которые поставлены в Послании к Федеральному Собранию, а затем и в майском Указе.

В предстоящие годы, как известно, мы должны совершить настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере. Прежде всего чтобы обеспечить благополучие и новое качество жизни граждан России, широкие возможности для самореализации каждого человека, в целом укрепить конкурентоспособность страны, добиться лидерства в тех сферах, которые, безусловно, определят будущее и России, и всего мира. Это без всякого преувеличения исторические задачи.

В майском Указе Правительству поручено сформировать детальный план такого прорыва, решительного продвижения вперед по каждому направлению. В достаточно сжатые сроки проведена большая серьезная работа, подготовлены национальные проекты, в которых обозначены целевые показатели и практические механизмы их достижения, объемы финансирования.

Сегодня на заседании нашего Совета предметно рассмотрим содержание нацпроектов и утвердим их ключевые параметры. Отдельно поговорим о создании системы мониторинга исполнения национальных проектов и программ.

Сразу подчеркну: здесь нужен именно содержательный контроль, контроль по существу. Нельзя подменить дело пустыми бюрократическими отчетами и формальным закрытием поручений, как это у нас иногда все-таки бывает.

Главное в итоге – это реальные позитивные изменения в жизни каждого человека, каждый российской семьи. И для нас важно именно это, важен результат и видят ли люди, что города, например, и поселки становятся уютными и комфортными, строятся ли новые дороги, в лучшую ли сторону меняется работа детских садов, школ, больниц, социальных учреждений в целом, социальные и муниципальные услуги можно ли получить удобно и без очереди – вот что важно.

Повторю, крайне важно наладить эффективный механизм обратной связи, сверять наши шаги с интересами людей, делать все, чтобы они были непосредственными участниками наших проектов развития.

Нужно шире использовать накопленный опыт гражданского контроля, и в этой связи в рамках Общероссийского народного фронта хочу попросить активистов, экспертов этой общественной организации дальше действовать так же энергично, как это было в предыдущее время.

Уважаемые коллеги! Успех национальных проектов и программ в значительной степени зависит от эффективной работы регионов. Скажу больше, именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных, практических задач по таким направлениям, как образование, здравоохранение, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации, а также поддержка деловой активности, рост производительности труда, да и по многим другим направлениям.

Все это, однако, не означает, что можно просто переложить ответственность на субъекты Федерации, спустить им планы и показатели по разнарядке. И конечно, мы еще говорили с Сергеем Семеновичем [Собяниным], чтобы не было забюрокрачено все, чтобы не было там тысячи позиций, в которых невозможно разобраться, и мы потом формально к этому подходили бы, закрывали эти вопросы, как я уже только что выше сказал.

В этой связи прошу Правительство с учетом предложений субъектов Федераций детализировать национальные проекты, в них должно быть предельно конкретное измерение, именно региональное измерение.

Каждый субъект Федерации должен видеть свое место в программах развития, четко понимать свои содержательные задачи. Какие ресурсы ему необходимо привлечь, как выстроить управленческие механизмы и свою бюджетную политику, на какую федеральную поддержку можно было бы опереться.

Конечно, необходимо своевременно довести софинансирование до регионов и проконтролировать дальнейшее целевое использование этих средств.

Считаю, что все эти вопросы являются наиважнейшими, определяющими, и предлагаю обсудить их с участием субъектов Федерации на специальном совещании до конца текущего года, чтобы максимально полно учесть позицию и интересы регионов, выстроить эффективную модель совместной работы.

Обращаю внимание, наши проекты не федеральные, не региональные, а именно национальные, что предполагает консолидацию усилий всех уровней и ветвей власти, представителей гражданского общества и, конечно же, бизнеса.

Естественно, безусловно, обязательным является активное участие в проектах развития госкомпаний. Именно для таких целей они и создавались в конечном итоге. В этой связи все мы ждем от руководителей ВЭБа, «Газпрома», «Ростеха», «Ростелекома», «Роснефти», «Росатома», других структур с госучастием проработанных предложений по финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы и проекты прорыва.

И конечно, считаю важнейшим партнером государства, общества в реализации планов развития частный бизнес. Повторю, речь идет не о том, чтобы заставить его вкладывать капиталы в те или иные отрасли, задача – предложить инвесторам, частным компаниям действительно перспективные, выгодные проекты, чтобы они могли развиваться, создавать новые рабочие места, наращивать экспорт, выходить на глобальные рынки.

Предметное обсуждение этих вопросов идет в рамках группы, которую возглавляет со стороны Правительства Первый вице-премьер Силуанов и со стороны бизнеса – Шохин с участием представителей деловых объединений и крупных компаний.

И прежде всего речь идет о том, чтобы выработать эффективные модели финансирования, участия частного бизнеса в проектах общенациональной повестки. Это крайне важный вопрос.

Там на сегодняшний день предусматривается три портфеля: это проекты, предложенные бизнесу федеральными ведомствами, второе – проекты, предложенные самим бизнесом для совместной работы с государством, третий портфель – это проекты бизнеса, соответствующие приоритетам развития, но при этом не требующие мер поддержки в рамках нацпроектов. Все важно.

Прошу сегодня Антона Германовича Силуанова отдельно доложить о достигнутых договоренностях с представителями бизнеса.

Уважаемые коллеги! Естественно, решая задачи развития, нужно привлекать технологии, специалистов, выстраивать кооперационные цепочки, словом, использовать все лучшее, что есть в мире.

Однако очевидно, что двигаться вперед мы должны прежде всего опираясь на собственную технологическую, кадровую, производственную базу.

Напомню, в течении шести лет на нацпроекты из всех источников будет направлено порядка 28 триллионов рублей. Это просто астрономическая для нас сегодня цифра.

Но мы долго работали над тем, чтобы консолидировать эти ресурсы. Ресурсы государства, регионов, бизнеса: они должны работать внутри страны и на ее развитие, стать стимулом для отечественной экономики, индустрии, науки и образования.

Это означает, что необходимые технологии и оборудование, программное обеспечение нужно создавать в России. Везде, где это возможно, обеспечить высокий уровень локализации.

Конечно, нужно быть частью мировой системы, но нужно заставить наши деньги работать на страну, внутри страны, в том числе для этого нужно создавать заделы, которые есть в оборонно-промышленном комплексе, мы многократно уже об этом говорили. Увеличить выпуск продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК.

Всем заместителям Председателя Правительства совместно с Минпромторгом нужно в короткие сроки определить, какие виды машин и оборудования, какие технологии потребуются для реализации национальных проектов, какие производства и центры компетенции надо будет дополнительно развернуть, какие задачи поставить перед нашими научными, исследовательскими и инжиниринговыми структурами, а Внешэкономбанку, другим институтам развития – предусмотреть финансирование таких проектов.

Мы решим, если мы это сделаем, мы должны это сделать, мы решим сразу две задачи: и перевод предприятий ОПК на производство гражданской техники и оборудования, но и самое главное – это использование их возможностей для решения задач развития.

Прошу Юрия Ивановича Борисова представить обобщенные предложения по технологическому и производственному сопровождению программ развития. Обсудим этот вопрос в рамках отдельного совещания.

Далее с учетом задач национальных проектов уже со следующего учебного года надо скорректировать программы кадровой подготовки и планы приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Вузы, колледжи, техникумы должны быть настроены на достижение представленных задач. И уже сегодня мы должны сделать все, чтобы через несколько лет на производства, предприятия, в наши школы, больницы, научные организации пришли специалисты с современными знаниями и квалификацией, готовые отвечать на самые сложные профессиональные вызовы.

Уважаемые коллеги! Национальные проекты призваны объединять граждан для достижения прорыва. Это необходимо на поворотном, рубежном этапе истории нашей страны. Я уже об этом говорил и хочу вас вернуть, чтобы мы не засыпали на ходу.

Ни в коем случае мы не можем действовать и работать как обычно, мы должны осознать, где мы находимся и перед решением каких задач мы стоим.

От того, каких результатов мы достигнем, зависит благополучие людей и без всякого преувеличения – будущее нашей страны, будущее России. Мы обязаны осуществить намеченные планы.

Хочу, чтобы все это хорошо понимали и были готовы к сложной напряженной работе. Давайте перейдем к обсуждению заявленных тем.

Слово Первому заместителю Председателя Правительства Антону Германовичу Силуанову.

На рост благосостояния россиян потратят триллионы рублей. Госдума приняла в первом чтении проект бюджета на ближайшие три года

Расходы на реализацию всех национальных проектов и госпрограмм за шесть лет составят около 28 триллионов рублей, из них восемь будут освоены в первые три года. Профицитность бюджета и серьёзные параметры Фонда национального благосостояния позволят выполнить все соцобязательства и достигнуть целей, поставленных Президентом России в майском указе 2018 года. Для наиболее эффективной реализации прорывных планов депутаты Госдумы намерены поставить под жёсткий парламентский контроль все бюджетные расходы. При этом оперативно перераспределять средства с одной госпрограммы на другую Правительство сможет только после согласования с трёхсторонней комиссией.

Масштабные задачи

Первое чтение проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 года показало если не единодушие депутатского корпуса в вопросах анализа предлагаемой кабмином бюджетной политики на ближайшее будущее, то, по крайней мере, общее понимание ситуации и сдержанное восхищение параметрами главного финансового документа страны, доходы которого составят почти 20 триллионов рублей, расходы — чуть больше 18 триллионов.

Такой бюджет с профицитом в два триллиона рублей и фокусировкой расходной части на близких россиянам вещах — повышении благосостоянии и существенном увеличении продолжительности жизни — не могут не вызвать положительных эмоций, особенно, если учесть, что все планы вполне выполнимы, даже в условиях придирчивых взглядов и осторожных прогнозов Счётной палаты.Не в малой степени тому поспособствует Фонд национального благосостояния, объём которого в 2021 году достигнет 14,6 триллиона рублей. Серьёзные цифры, по замечанию первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, не просто вселяют уверенность в завтрашнем дне, которую то и дело пытаются поколебать западные партнёры, четвёртый год практикующиеся в изысканных средствах давления на нашу страну, но и, в принципе, создают хороший задел для реализации крупных инфраструктурных проектов.

Именно они вместе с повышением инвестиционной привлекательности, а также формированием стабильной деловой среды станут локомотивами роста экономики темпами выше средних мировых, что позволит войти в пятёрку ведущих мировых держав к 2024 году. Сопутствовать этому амбициозному процессу будет закономерное повышение уровня жизни, медицинского обслуживания, и существенная модернизация сферы образования.

Приоритетные направления

«В первую очередь увеличиваем инвестиционную активность и бизнес-среду на предстоящие годы: доля инвестиций должна быть увеличена за шесть лет с текущих 21,5 процента до 25 процентов, — сказал Силуанов. — Чтобы этого достичь необходимо создать предсказуемую налоговую и бизнес-среду. В этом направлении сделано уже много: мы утвердили нужные налоговые законы и отменили ненужные, которые мешали развитию предпринимательства. Компании теперь могут инвестировать в развитие новых производств».

По словам министра финансов, в представленном проекте бюджета значительный объём ресурсов — более триллиона рублей — предполагается направить на развитие магистральной инфраструктуры. За счёт этих средств будут построены новые межрегиональные дороги, порты и аэропорты. А благодаря серьёзным вливаниям в цифровизацию экономики, у бизнеса появятся новые возможности в части упрощения порядка взаимодействия с госорганами, минимизации бумажной работы.

Кроме того, для развития бизнеса кабмин намерен снижать ставки по кредитам для малого бизнеса, доля которого должна до 2024 года составлять не менее трети от уровня ВВП, а при оптимистичных прогнозах дойти до 40 процентов. Доля занятых в малом бизнесе предпринимателей при этом должна увеличиться до 25 миллионов человек.

Осуществлять все правительственные планы будут простые люди, чьё здоровье станет принципиально важным звеном бюджетной политики на предстоящую трёхлетку. Силуанов отметил, что на улучшение системы здравоохранения кабмин направит более триллиона рублей. Деньги пойдут на модернизацию медучреждений, которые занимаются лечением наиболее опасных онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Помимо технического перевооружения медцентров деньги направят и на переобучение кадров.

Для развития бизнеса кабмин намерен снижать ставки по кредитам для малого бизнеса.

В рамках нацпроекта «Здоровье» запланировано строительство на селе более 1500 ФАПов и создание 1300 передвижных медпунктов. В целом же, к 2024 году планируется привлечь в сферу здравоохранения более двух миллионов новых специалистов.

Говоря об оставшихся в бюджете нераспределённых средств в размере пяти триллионов рублей, Силуанов согласился с предложением депутатов направить эти деньги на наиболее прорывные направления. «Готовы вместе с вами распределить ко второму чтению проекта бюджета ресурсы, которые находятся в резерве. Здесь должен быть и парламентский контроль, и контроль министерств», — поддержал идею министр.

Больше денег на образование и медицину

Политика экономического прорыва, которая вытекает из указа президента 2018 года, предполагает выполнение девяти национальных целей и 12 нацпрограмм. Однако их реализация возможна только при консолидации всех экономически здоровых сил, считает председатель Счётной палаты Алексей Кудрин. В бюджете на следующую трёхлетку его позиция нашла отражение.

В качестве позитивного элемента бюджетной политики главный аудитор также отметил тот факт, что выполнение нацпроектов закреплено за конкретным вице-премьером, отвечающим за своё направление. Это повышает прозрачность при расходовании бюджетных средств.

В то же время Кудрин предложил подумать ко второму чтению документа над дополнительными вливаниями — до одного процента от ВВП — на образование, здравоохранение и инфраструктурные проекты.

Наиболее же уязвимой частью бюджета, подчеркнул он, являются доходы по дивидендам от государственных компаний. Бюджет, по его прогнозам, может недосчитаться 1,3 триллиона рублей.

По словам Кудрина, также определённые риски связаны с прогнозом роста ВВП на ближайшую трёхлетку. «ВВП может снизиться до 1,3 процента в следующем году. При этом мы ожидаем повышение в 2020 году до двух процентов, а в 2021 году — до трёх процентов. Однако достижение этих цифр связано с некоторыми рисками, но оно осуществимо при очень активной политики кабмина», — пояснил он.

Некоторые вопросы у аудиторов возникают и при анализе параметров бюджета, которые определялись исходя из запланированных нефтедоходов по цене нефти 63,4 доллара за баррель. Кудрин считает, что прогнозы крайне консервативны, так как прогноз даёт показатель на 10 долларов выше. Поэтому профицит бюджета может в 2019 году оказаться не два триллиона рублей, а три триллиона рублей.

По оценкам Счётной палаты, в общей сложности за предстоящие шесть лет на реализацию 12 нацпроектов и одного инфраструктурного будет затрачено 27,9 триллиона рублей. Из них 14,8 триллиона потратит федеральный бюджет, региональные бюджеты израсходуют 4,4 триллиона, из внебюджетных источников поступят ещё 8,6 триллиона.

Трёхлетка прорыва

Подготовленный Правительством документ без преувеличения можно назвать прорывным, считает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

«Проект бюджета демонстрирует колоссальное снижение зависимости российской экономики от сырьевых ресурсов, удалось накопить серьёзные резервы для того, чтобы уже следующая трёхлетка могла стать трёхлеткой прорыва, о котором говорил президент в Послании Федеральному Собранию», — отметил депутат.

Парламентарий также констатировал, что «столь глубокого рассмотрения бюджета, предварительного обсуждения, не было никогда». «И это понятно. Все мы в первую очередь рассматриваем вопросы, связанные с финансовым обеспечением майского указа президента, национальных проектов. И сегодня, когда в проекте бюджета проверена каждая цифра, мы можем окончательно сказать, что они достоверны», — пояснил он.

По словам Макарова, первый вывод, который сделали парламентарии, рассмотрев проект бюджета: страна преодолела экономический спад, экономический кризис, начинается этап экономического роста. В подтверждение он привёл цифры: если в текущем году ВВП составляет более 101 триллиона рублей, то уже в следующем году он вырастет почти до 106 триллионов, а в 2020 году достигнет почти 111 триллионов, в 2021 году превысив 118 триллионов.

«Это реальный показатель роста экономики страны, — подчеркнул Макаров. — Но очень важно качество этого роста — уже в текущем году мы получаем 1,7 триллиона рублей дополнительных доходов от не нефтегазового сектора. А это значит, страна постепенно начинает сходить с нефтяной иглы».Глава Комитета по бюджету напомнил, что в 2014 году, когда начали вводиться санкции против нашей страны, был период падения нефтяных цен, когда другие факторы мировой экономики одновременно ударили по экономике России, и нефтяная зависимость, так называемый не нефтегазовый дефицит составлял почти 11 процентов. По прогнозам, в этом бюджетном цикле удастся достичь цифры шесть процентов.

Все цели будут достигнуты

Все правительственные выкладки и экспертные заключения аудиторов, прозвучавшие на пленарном заседании Госдумы 24 октября, выглядели вполне убедительными, а потому подавляющим большинством голосов проект бюджета на следующие три года был принят в первом чтении: «за» проголосовали 370 депутатов, против — только 60.

Подводя итог, председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что параметры бюджета на следующую трёхлетку, точно увязанные с прогнозом социально-экономического развития государства, открывают большие возможности для реализации целей, обозначенных в послании президента и майском указе 2018 года, по повышению благосостояния наших граждан, качества их жизни — улучшения жилищных условий, реализации инфраструктурных проектов.

Он отметил, что «в подготовке законопроекта к первому чтению приняли участие все 26 комитетов Госдумы, поддержав его принятие. О поддержке высказались Счётная палата, Центробанк, Общественная палата, эксперты ведущих экономических вузов и деловых объединений страны». Однако, подчеркнул Вячеслав Володин, теперь Госдуме вместе с Правительством и экспертами предстоит большая работа по подготовке законопроекта ко второму чтению.

«Мало выделить средства, необходимо обеспечить их эффективное использование. В этой связи на Государственную Думу ложится огромная ответственность. Нам важно обеспечить парламентский контроль, вести интенсивную работу в своих регионах, потому что все национальные проекты — это решение вполне конкретных задач, строительство конкретных объектов инфраструктуры», — констатировал спикер.

Он добавил, что «комитеты Государственной Думы должны взять на контроль реализацию каждой госпрограммы по своему профилю. Необходимо вести эту работу совместно с Правительством и со Счётной палатой».

Также Володин сообщил, что Госдума возьмёт на контроль расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию послания президента Федеральному Собранию, а оперативно перераспределять средства между госпрограммами для повышения эффективности их реализации можно будет только по согласованию с трёхсторонней комиссией.

Основные параметры бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг.

Прогнозируемый объём валового внутреннего продукта (ВВП) в 2019-м составит 105,8 триллиона рублей при уровне инфляции, не превышающей 4,3 процента. Общий объём доходов федерального бюджета составит 19,9 триллиона рублей (в том числе дополнительных нефтегазовых доходов в сумме 3,3 триллиона рублей), сумма расходов — 18 триллионов рублей. Профицит составит 1,9 триллиона рублей.

Объём ВВП в 2020 году увеличится до 110,7 триллиона рублей, а в 2021 году достигнет 118,4 триллиона рублей. Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в 2020 году составит 20,2 триллиона рублей, в 2021 году— 20,9 триллиона рублей. Расходы в 2020 году не выйдут за пределы 19 триллионов рублей, в 2021 году чуть превысят 20 триллионов.

Профицит федерального бюджета в 2020 год составит 1,2 триллиона рублей, в 2021 году — 951,9 миллиарда рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *