На сколько повысят денежное довольствие военным в 2019 году

В будущем году расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность в России составят 5,15 трлн руб., или 28,7% бюджетных расходов в стране (4,9% валового внутреннего продукта). Как и в нынешнем году, это будут самые большие расходы государства, опережающие статьи «Социальная политика» (27,1% всех расходов) и «Национальная экономика» (14,7%).

Однако рост денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий ожидается в 2019-м в гораздо более скромных размерах и составит 4,3%. То есть зарплаты и пенсии служивых людей будут проиндексированы только на величину инфляции.

В экспертном сообществе и правозащитных организациях эти показатели, определенные в проекте закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», вызвали удивление. Получается, что расходы на оборону огромные, а на человеческий фактор в армии государство  затратит, мягко говоря, скромные ресурсы. Впрочем, подобное происходит не первый год. После значительного повышения денежного довольствия военнослужащих в 2012 году в 2013–2017 годах повышение зарплат военных заморозили, хотя это повышение и было определено законодательно. При этом на оборону страна в те годы тратила 3,5–5% ВВП. Для сравнения: в 2018 году расходы на оборону составят 3% ВВП, в 2019-м – 2,8% ВВП.

По оценкам думского комитета по обороне, эти зарплаты за тот период обесценились в целом почти наполовину, поскольку, «по данным Росстата, общий уровень инфляции в период с 2012 по 2017 год составил около 46%, а стоимость условного (минимального) набора продуктов питания выросла практически на 60%». Заметим, что Россия начала тратить значительные суммы на оборону и безопасность в то время, когда произошел конфликт в Донбассе и в состав России был включен Крым. А в 2015 году в Сирию был введен ограниченный контингент российских войск и авиации. В то время как в РФ разразился экономический кризис, появились новые соединения и объединения на западе страны, шло и продолжается обустройство военной инфраструктуры, гарнизонов. Интенсивность боевой учебы повысилась, а у армии появились реальные боевые задачи. При этом материальные стимулы военнослужащих остаются очень скромными. Именно с тех пор, как был заморожен рост денежного довольствия военных, в армии стала наблюдаться текучесть кадров, особенно контрактников.

Год назад военные депутаты-лоббисты в преддверии президентских выборов предлагали правительству эту проблему решить путем повышения денежных окладов военнослужащих хотя бы на 10–15%. Но такое предложение не услышали ни в правительстве, ни в Кремле. Оклады и пенсии военных повысили лишь на 4%.

Справедливости ради надо отметить, что в отличие от действующей армии государство в прошедшие годы не заморозило рост пенсий отставников. Но, по единодушному мнению депутатов комитета Госдумы по обороне, рост не соответствовал указу президента РФ от 7 мая 2012 года № 604, предусматривающему ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции. Только с 2014 по 2016 год, по мнению военных депутатов, недоиндексация пенсий бывших военнослужащих составила около 18%. А с учетом недофинансирования бюджетных выплат им в 2017–2018 годах недоиндексация приближается к 30%. Заметим, что, согласно указу № 604, в 2019 году индексация военных пенсий должна составить не 4,3%, а 6,3%.

Как сказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков, «в военной среде формируются настроения разочарования, вызванные нежеланием правительства заниматься вопросами повышения уровня социальной защищенности человека в погонах». Он отмечает рост негативных настроений в среде военного электората. «Голосование против партии власти на минувших региональных выборах в отдельных воинских гарнизонах это ярко показало», – считает правозащитник.

По мнению Шведкова, помимо урезания материальных стимулов «государство утратило многие другие рычаги, которые существенно влияют на престиж военной службы, в том числе на качество служебной деятельности». В частности, он полагает, что «возможности ипотечно-накопительной системы для приобретения офицерами и прапорщиками квартир ежегодно отстают от роста рыночных цен, что снижает качество жилья для людей в погонах». Не улучшаются в целом возможности военной медицины. «В военных поликлиниках существует дефицит многих лекарств, – говорит Шведков. – Большинство кадровых военных не могут провести отпуск в военном санатории или доме отдыха, поскольку в результате бездумной монетизации этой льготы в 2012 году стоимость путевок для них запредельная. Из-за навязанных Минздравом так называемых медицинских стандартов значительно урезаны возможности по лечению военнослужащих и военных пенсионеров в санаториях и госпиталях».

Как рассказали источники в Минобороны, в военном ведомстве подготовлены предложения в проект закона о повышении для военнослужащих срока службы, необходимого для выхода на пенсию, с 20 до 25 лет. Это также отрицательным образом может сказаться на престиже военной службы в России.

Денежное довольствие и пенсии военнослужащих и силовиков будут проиндексированы в следующий раз 1 октября 2019 года на 4,3%, следует из проекта федерального бюджета. Это значит, что военные пенсии вновь будут недоиндексированы

Правительство в составе проекта федерального бюджета, внесенного в Госдуму, опубликовало планы по индексации зарплат в госсекторе и военных жалований и пенсий.

Зарплаты работников бюджетной сферы, не охваченных майскими указами 2012 года, федеральных госслужащих, членов парламента, судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета, а также денежное довольствие военнослужащих и «приравненных к ним лиц» (сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы, ФСБ, ФСО и СВР. — РБК) будут увеличены 1 октября 2019 года на прогнозный уровень инфляции — 4,3%, 1 октября 2020 года — соответственно, на 3,8%, 1 октября 2021 года — на 4%, следует из предложений правительства. В 2018 году всем этим категориям повышали оплату труда 1 января на 4%.

В 2018 году среднее жалованье лейтенанта, командира взвода, составляет 66,1 тыс. руб., говорила заместитель министра обороны Татьяна Шевцова, офицера уровня командира батальона (подполковник) — 88,7 тыс. руб. Таким образом, в октябре 2019 года эти показатели ориентировочно вырастут на 4,3%. Бюджет тратит ежегодно более 2 трлн руб. на выплаты денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним по статусу лицам

Зарплаты бюджетников, подпадающих под майские указы 2012 года (врачи и медработники, учителя и преподаватели вузов, научные сотрудники, работники культуры и др.), будут проиндексированы выше — на прогнозный темп роста номинальной зарплаты в стране: на 6% в 2019 году, на 5,4% в 2020 году и на 6,6% в 2021 году. Это нужно, чтобы сохранить на предстоящие годы достигнутые в 2018 году целевые показатели по зарплатам этих бюджетников. Стипендиальное обеспечение студентов будет проиндексировано 1 сентября 2019 года в соответствии с прогнозным уровнем инфляции — на 4,3%.

Пенсии военных и полицейских

Одновременно с проектом бюджета правительство внесло в Думу законопроект, касающийся пенсий военных и силовиков. Из него следует, что пенсии лиц, проходивших военную службу и приравненную к ней (органы внутренних дел, наркоконтроль, Государственная противопожарная служба, Росгвардия, ФСИН), в 2019 году увеличатся с 1 октября на те же 4,3%, что и денежное довольствие соответствующих категорий.

Увеличение произойдет только в связи с тем, что военные пенсии по закону привязаны к уровню денежного довольствия (с учетом коэффициента, который сейчас составляет 0,7223, то есть военные пенсии составляют 72,23% от довольствия). Фактически это «понижающий коэффициент», который по закону должен расти ежегодно как минимум на 2%, пока не достигнет 100%. Однако власти с 2015 года заморозили это положение, и сейчас правительство предлагает приостановить действие этого пункта еще на один год, до 1 января 2020 года, и сохранить в 2019 году коэффициент для исчисления военных пенсий на уровне 72,23%. Последний раз он повышался 1 февраля 2017 года, с 69,45% (а изначально он составлял 54% в 2012 году).

Таким образом, в 2019 году военные пенсии опять вырастут только по одному основанию — рост денежного довольствия военнослужащих, но не рост ограничивающего коэффициента.

Президент Владимир Путин еще в мае 2012 года своим указом поручил правительству обеспечить ежегодное увеличение пенсий уволенным с военной службы не менее чем на 2% сверх уровня инфляции. По логике указа военные пенсии должны быть проиндексированы в 2019 году как минимум на 5,4% (оценочная инфляция 2018 года плюс 2%). Комитет Госдумы по обороне для выполнения президентского указа призывал в октябре 2017 года увеличить и денежное довольствие военных, и коэффициент, применяемый к военным пенсиям, — «провести индексацию денежного довольствия и увеличение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии». В противном случае это будет означать «отказ государства от выполнения установленных нормативными правовыми актами социальных обязательств по ежегодной индексации военных пенсий, что может, в свою очередь, привести к снижению уровня жизни военных пенсионеров и росту социальной напряженности», говорилось в заключении комитета (.doc).

В отличие от военных гражданские пенсии в 2019 году будут увеличены больше инфляции — на 7,05%​ за счет пенсионной реформы (повышения общеустановленного пенсионного возраста). Но военные пенсии больше — в среднем около 23,1 тыс. руб. в 2019 году, следует из материалов к проекту бюджета (средняя гражданская пенсия в 2019 году составит 15,4 тыс. руб.).

В Госдуму поступил пакет документов федерального бюджета РФ на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, уведомление размещено в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Ожидается, что 1 октября состоится внеочередное заседание Совета Думы, посвященное проекту бюджета.

Планируется, что проект федерального бюджета и сопутствующие законопроекты будут рассмотрены Госдумой в первом чтении 24 октября, во втором — 14 ноября и в третьем — 20 ноября.

Среди прочих документов, внесенных в Государственную Думу находится и такой законопроект:

Законопроект

№ 556372-7

О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

НАХОДИТСЯ НА РАССМОТРЕНИИ

Паспортные данные

Субъект права законодательной инициативы
Правительство Российской Федерации
Форма законопроекта
Федеральный закон

По аналогии с прошлым годом:

  • Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 365-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
  • Статья 1

Статья 1

Статья 1

1. Приостановить до 1 января 2019 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2007, N 49, ст. 6072; 2011, N 30, ст. 4595; N 46, ст. 6407; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 27, ст. 3951).

2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», с 1 января 2018 года составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Статья 43. Денежное довольствие для исчисления пенсий

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ в статью 43 настоящего Закона внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Статья 43. Денежное довольствие для исчисления пенсий

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 43 настоящего Закона

Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

ГАРАНТ:

См. размеры должностных окладов по типовым штатным должностям и по специальным званиям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий, установленные постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1020 с 1 января 2012 г.

ГАРАНТ:

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено:

— с 1 января 2018 г. до 1 января 2019 г. — о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 365-ФЗ

— с 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г. — о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

— с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. — о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ

— с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г. — о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения части второй статьи 43 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Напоминаем, что:

Часть 11 статьи 12 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Положения части 11 статьи 12 настоящего Федерального закона не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей

11. При назначении указанных в части 10 настоящей статьи пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, устанавливаемых в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *