Бюджет 2019-2021 Часть I «Два триллиона»

Профицит федерального бюджета за восемь месяцев этого года достиг 2 трлн рублей, свидетельствуют оперативные данные казначейства, с которыми ознакомились «Известия». Таким образом, прогноз первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова по «чистой прибыли» казны в 2018 году уже достигнут.

Как правило, темпы роста трат к декабрю ускоряются, однако существенная часть запланированных на этот год крупных проектов окончена. Благодаря дорожающей нефти профицит бюджета может даже превысить прогноз правительства, считают эксперты. Сбалансированность казны ускорит процесс вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира. Эта задача вполне достижима, даже несмотря на внешние ограничения, отметил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев.

Федеральный бюджет будет профицитным впервые с 2014 года
В этом году казна будет в плюсе впервые с 2011 года. Тогда «чистая прибыль» составила порядка 450 млрд рублей. Сейчас положительной динамике способствует действующее бюджетное правило. Оно предполагает, что все доходы от продажи нефти по цене выше $40 за баррель направляются в Фонд национального благосостояния для накопления резервов. Уже по итогам января–августа доходы казны превысили расходы на 2 трлн рублей, следует из оперативных данных казначейства. Поступления в первые восемь месяцев составили 12,2 трлн рублей, а траты — 10,2 трлн рублей.

Антон Силуанов ранее отмечал, что профицит федерального бюджета по итогам года составит 2% ВВП. Это примерно 2 трлн рублей в номинальном выражении. Таким образом, прогноз первого зампреда правительства по факту уже достигнут, а казна стала сбалансированной.

Всё это будет способствовать вхождению России в пятерку крупнейших экономик мира. Такое поручение давал правительству в марте президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию. Премьер-министр Дмитрий Медведев вчера отметил, что выполнить задачу главы государства реально, даже несмотря на санкции. По его словам, в ближайшие годы необходимо выстроить «мощную, современную, конкурентоспособную экономику, выйти на темпы развития выше мировых».

— Задача сложная, соперники у нас очень серьезные, немало объективных трудностей, немало ограничений. Есть и трудности, которые связаны с действиями других государств. Тем не менее я уверен, что это задача вполне выполнимая, — заявил Дмитрий Медведев.

«»

В конце года доходы казны превысят расходы на 2,3 трлн рублей, прогнозирует директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Росту профицита будет способствовать и тот факт, что существенная часть запланированных на этот год крупных проектов уже окончена.

Страна заработает на 19% больше, чем в 2017 году

«Чистая прибыль» бюджета по итогам года может быть и больше прогнозируемых Минфином 2 трлн рублей, согласен с Игорем Николаевым замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Жесткая санкционная риторика США по отношению к Ирану может позитивно отразиться на спросе на нефть и привести к очередному росту цен, отметил эксперт. Его прогноз по итоговому профициту совпадает с оценкой Игоря Николаева — 2,3 трлн рублей.

Санкции на экспорт иранской нефти должны вступить в силу 5 ноября, заявлял президент США Дональд Трамп в своем выступлении на Генассамблее ООН. Ограничительные меры обязывают покупателей иранской нефти сократить закупки. Это может дополнительно простимулировать рост цен на черное золото. Сейчас нефть марки Brent торгуется выше $80 за баррель.

С высокой долей вероятности профицит сохранится на уровне 2 трлн рублей, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экспертной экономической группы Александра Суслина. Расходы бюджета в течение года распределяются неравномерно, основной объем трат приходится на конец периода, отметила она.

Большая часть профицита будет законсервирована в Фонде национального благосостояния, подчеркнул Валерий Миронов. В других странах с несырьевой экономикой сверхдоходы обычно направляются в расходную часть казны. Однако России сейчас не следует ориентироваться на их практику, уверен эксперт. С учетом неопределенности мировой экономической конъюнктуры эти деньги лучше оставить в «копилке».

Локомотивом развития страны станут транспортные проекты — автодороги, порты и внутренние водные пути

В прошлом году дефицит казны составил 400 млрд рублей. В ближайшие три года бюджет ожидается доходным. Минфин в проект основного финансового документа на 2019–2021 годы заложил профицит в размере 1,8%, 1,1% и 0,8% соответственно. Это при том, что 5,5 трлн рублей будут направлены на финансирование национальных проектов, заявил вчера Дмитрий Медведев. В частности, на развитие цифровой экономики правительство намерено выделить порядка 415 млрд рублей, на достижение целей по повышению производительности труда — около 21 млрд, на поддержку несырьевого экспорта — 271,5 млрд, на помощь малому и среднему бизнесу — 136 млрд. Всего на экономические направления нацпроектов предусмотрено около 845 млрд рублей. Глава правительства добавил, что еще 1,5 трлн будет выделено на создание современной инфраструктуры, в том числе на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Антон Силуанов ранее заявлял, что в следующем году, несмотря на санкции против России, будут реализованы планы по снижению зависимости от экспорта нефти и газа и по улучшению балансировки казны. Впрочем, диверсификация российского экспорта постепенно происходит уже сейчас. Поставки за рубеж неэнергетических товаров в первом полугодии 2018 года выросли на 23% и составили $70 млрд.

Проект федерального закона о бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов внесен в Госдуму. Уже в первую неделю октября депутаты начнут работу над проектом. Первое чтение может состояться 24 октября, сообщил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, а окончательно главный финансовый документ страны планируется принять до конца ноября. DW выяснила, каковы основные параметры бюджета на предстоящую трехлетку и какие приоритетные расходы в него заложены.

Инфляция и доллар подрастутнефть подешевеет

Как и в этом году, бюджет в предстоящие три года ожидается профицитным. Доходы в 2019 году прогнозируются на уровне 19,97 трлн рублей, расходы — 18 трлн рублей. Таким образом, профицит в 2019 году составит 1,9 трлн рублей, или 1,8% ВВП. Как заявил председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, «доходы увеличиваются более чем на 22%». Профицит ожидается и в 2020, и в 2021 годах (1,2 трлн и 0,9 трлн рублей, соответственно).

Впрочем, как говорят эксперты, для рядовых граждан само по себе наличие профицита ничего в себе не несет. Гораздо насущнее такие показатели, как уровень потребительских цен и курсы валют. По итогам 2018 года инфляция прогнозируется в размере 3,4%. Заложенный в бюджет уровень инфляции на 2019 год — 4,3%, на 2020 год — 3,8%, 2021 — 4%. При этом, по признанию Макарова, по этому параметру нет согласия с Центробанком (ЦБ), который не исключает того, что инфляция будет выше.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, соблюдение бюджетного правила должно обеспечить «низкую зависимость курса рубля от динамики цен на нефть». Ожидается, что курс рубля к доллару вернется к уровням 63,6–63,8 рубля за доллар во второй половине 2019 году, но в дальнейшем рубль продолжит ослабляться. В среднем по итогам 2019 года прогнозируется курс 63,9 рубля за доллар (по итогам этого года — 61,7 рубля). Средняя стоимость барреля российской нефти Urals ожидается на уровне 63,4 доллара (оценка на 2018 год — 69,6 доллара).

Infografik Ausgaben im Bundeshaushalt Russlands 2019 RU

13 триллионов на 13 нацпроектов

Как заявили DW в пресс-службе Минфина, «приоритетно в проекте бюджета 2019-2021 годов будут финансироваться мероприятия по реализации национальных проектов». На тринадцать нацпроектов, содержащихся в майском указе президента, в 2019 году будет направлена сумма, сравнимая с общим профицитом — 1,7 трлн рублей. Всего в ближайшие шесть лет на их реализацию будет израсходовано более 13 трлн.

Наиболее затратным будет проект «Демография» (в 2019 году на него потратят 512 млрд), на втором месте «Комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры» (323 млрд), на третьем — «Здоровье» (160 млрд рублей). В число самых низкозатратных проектов попали «Наука» (35,2 млрд рублей в 2019 году) и «Культура» (12,7 млрд).

Для распределения средств в составе каждого нацпроекта выделили проекты федеральные. Самым дорогим федеральным проектом в рамках «Демографии» станет поддержка семей при рождении детей (на нее в 2019 году выделят более 420 млрд рублей). Среди инфраструктурных проектов на первом месте по объему вливаний — «Коммуникации между центрами экономического роста» — развитие транспортных связей между административными центрами субъектов и другими городами-центрами экономического роста. На этот проект в следующем году будет потрачено почти 180 млрд рублей, а всего в ближайшие три года — более полутриллиона (для сравнения — на «Северный морской путь» в 2019 году выделяется всего 9,6 млрд).

Расходы на здравоохранениеборьба за индикаторы

Традиционно наиболее волнующий население вопрос — госрасходы на здравоохранение. В рамках нацпроекта наиболее затратной строкой в 2019 и последующие годы станет «Борьба с онкозаболеваниями» (101 млрд рублей в 2019 году). На обеспечение медучреждений квалифицированными кадрами, к слову, решено потратить в 20 раз меньше. Всего на развитие здравоохранения в 2019 году будет направлено 653 млрд рублей (3,6% от общих расходов бюджета). Непосредственно в ведение Минздрава, судя по приложению о ведомственных расходах, будет передано 325 млрд.

Глава Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский считает, что этих средств недостаточно. «Консолидированный бюджет здравоохранения России — 3,3 трлн рублей. Население тратит еще 3 трлн ежегодно. Так что, строго говоря, заложенные в бюджет расходы мало на что влияют», — говорит он. По его словам, ситуация усугубляется тем, что Минздрав не имеет возможности прямого управления здравоохранением в субъектах: «Этим и вызвана необходимость создания различных программ и проектов. Мы просто даем деньги и задаем индикаторы. В итоге, к сожалению, система просто выдает те цифры, которые от нее ожидают. Например, в результате изменения причин смертности в нужную сторону меняется ее структура».

Эксперт поддерживает инициативу борьбы с онкозаболеваниями, но подчеркивает, что столь крупные вливания не решают проблему в корне. «За бюджет начинают бороться федеральные учреждения, до субъектов средства не доходят, первичное звено в принципе деградирует». По его словам, недоступность госсистемы в области здравоохранения в последние годы растет, о чем свидетельствует бурный рост частного сектора.

Расходы на оборону и безопасность увеличиваются

В 2019 году на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность планируется потратить столько же средств, сколько и в 2018 году — 5,1 трлн рублей (28,7% от общего объема расходов, запланированных на следующий год), из них на нацоборону — 2,9 трлн, на нацбезопасность — 2,2 трлн. Для сравнения — на образование и здравоохранение в общей сложности будет потрачено 8,2% всех расходов. В последующие годы расходы на оборону будут расти — в 2020 году они превысят 3,02 трлн рублей, в 2021 году составят 3,16 трлн.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в ближайшие три года будут увеличены бюджетные ассигнования на текущее содержание вооруженных сил (на 114 млрд рублей ежегодно), в 2019 году — на увеличение числа контрактников (на 4,5 млрд рублей), на создание представительств Минобороны за рубежом и на обеспечение безопасности во время Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске.

Пакет документов, сопровождающий основной текст проекта бюджета, также включает в себя около десятка приложений под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Они касаются как общего объема бюджетных ассигнований, так и ведомственной структуры расходов. Кроме того, секретные приложения содержат в себе информацию о государственном оборонном заказе и — частично — о распределении средств на субсидии госкомпаниям.

Детали национальных проектов и приоритетов «рассекретило» правительство России.

Премьер-министр рассказал, как будут жить россияне в предстоящие 6 лет. Он пообещал, что за это время уровень бедности в стране снизится в два раза. При этом реальные доходы граждан будут каждый год расти на 2-3%, а размер МРОТ будет эквивалентен прожиточному минимуму и в 2019 году составит 11 280 рублей. Пенсии в течении первых шести лет будут ежегодно увеличиваться с 1 января 2019 года на одну тысячу рублей с тем, чтобы к 2024 году средний размер страховой пенсии составил чуть более 20 тысяч рублей. Также будет обеспечена индексация всех социальных пособий. На социальную сферу только за ближайшие три года планируется потратить на 2,2 триллиона рублей больше.

Бизнесменам создадут условия для развития бизнеса внутри страны. Транспортный и экспортный потенциал увеличат. Объем инвестиций к 2024 году вырастет на  10 триллионов рублей.

Предполагается повлиять и на естественный прирост населения. Меры для этого правительство поддержит всеми механизмами и бюджетами, в том числе и региональными. Снизятся ставки по ипотечным кредитам (об этом заявила Татьяна Голикова) до  6% при рождении второго и последующих детей.

Со смертностью и вовсе решили бороться радикально и намерены снизить ее аж на 12% в год. Для этого в ближайшие годы консультации получат 33 миллиона россиян, а профилактический осмотр пройдут более 100 миллионов граждан. При этом упор будет сделан на сердечно-сосудистые заболевания и онкологию.

Качество образования будут повышать, чтобы войти в десятку лидеров в этой сфере. Для этого планируется создать 100 тысяч новых ученических мест и быстрый Интернет в сельских школах, при этом охватив более 500 тысяч детей в регионах программами с введением современных цифровых технологий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *