Налоги на самозанятых распределят в сентябре

Решение о распределении налогов самозанятых в фонды будет принято в сентябре — Минфин.

Налоговая служба определилась с размером ставки для самозанятых 4%. Как заявлял ранее глава ФНС Михаил Мишустин, для уплаты сбора нужно будет скачать мобильное приложение и пройти регистрацию без посещения налоговой инспекции.

Готовы ли вы платить государству 4% от своих доходов? Business FM решила задать этот вопрос тем, кто работает на себя.

Говорит преподаватель французского языка Лада:

«Нет. Я поэтому вообще никогда не хотела работать на государство, я хотела всегда работать фрилансером и работать на себя. Потому что когда я была маленькая, моя учительница первая по французскому языку работала так всегда и работает так до сих пор. У нее все хорошо, и я бы хотела с нее брать пример. Я могу сказать по этому поводу только одно, что государство уже скоро будет брать налог на воздух, потому что не с чего брать налоги, и теперь решили брать налоги просто с преподавателей».

Скорее, да, чем нет — так ответил на вопрос мастер на час Илья:

«Я и так работаю в белую, но не полностью. Я работаю с юридическими лицами через ИП, плачу от этого 6% подоходного налога. А работаю с частными лицами, с маленьким бюджетом за наличный расчет. Соответственно, они хотят на эту часть моего дохода наложить свою лапу, но я не знаю, что они готовы предложить мне взамен. Да, возможно, эти сделки проходят по банковским операциям, к примеру, платиться на карту, то возможно, я бы там оплачивал, чтобы не привлекать внимание налоговой, если человек мне платит на карту с переводом, то я бы оплатил 3−4% — в принципе, сумма небольшая».

Мнение начинающего кондитера Милы:

«С одной стороны, конечно, с точки зрения законодательства, это все хорошо, потому что по правилам все должно быть открыто, все должны платить налоги, но, с другой стороны, бизнесу и так тяжело выживать, и если еще все эти налоги платить, то половина организаций закроется. Если это как-то поможет искоренить коррупцию, то да, я готова платить налоги, а если это опять будет куда-то деваться, непонятно, то это не очень хорошо».

Специальный налоговый режим для самозанятых предполагает освобождение почти от всех обязательных страховых платежей, кроме взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.

Как заявлял ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин, государство обеспечит самозанятым только минимальную социальную пенсию. Об остальном они должны позаботиться сами.

Например, самозанятые смогут добровольно отчислять деньги в ПФР, чтобы купить нужное количество баллов для страховой пенсии, или вступить в систему индивидуального пенсионного капитала, когда она будет создана.

Самозанятые будут оплачивать налог и медстраховку с 2019 года

С 2019 года для самозанятых введут единый платеж с выручки, куда войдут налог и страховые взносы. Перечисления будут производиться в Фонд ОМС. Об этом «Известиям» рассказали в Минэкономразвития.

Источник: Известия

Минфин ориентируется на работников, которые зарабатывают более 800 тысяч рублей ежемесячно при условии работы 12 месяцев в году без отпуска. Сбор составит 3% при оказании услуг физическому лицу и 6% — юридическому.

Предполагается, что с профессионального дохода физлиц, которые не имеют наемных работников, будет взиматься автоматизированный сбор с помощью мобильного приложения.

Для потребителей услуг самозанятых готовится госпрограмма лояльности, которая предполагает несколько вариантов: налоговый вычет или баллы, которые можно будет реализовать для погашения обязательств. Гражданам придется требовать у самозанятых чеки за оказание услуг.

Введение платежа зафиксировано в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», порядок перечислений согласован с налоговой службой. Пилотный проект по применению налогового режима пройдет в отдельных регионах в течение пяти лет.

Больше налогов. Сколько денег удастся собрать с самозанятых россиян

В 2019 году в четырех регионах России начнут взимать налоги с самозанятых граждан — репетиторов, нянь, спортивных инструкторов и других людей, работающих на себя без оформления юрлица. Обеление теневого сектора экономики могло бы принести в бюджет миллиарды рублей, но на деле вряд ли заметно наполнит казну.

Источник: Reuters

В 2018 году российские власти прикладывают особенно много усилий для наполнения бюджета. Совсем недавно правительство решило повысить ставку НДС до 20%. В этом контексте идея налога на самозанятых, то есть на репетиторов, медицинских помощников и других вольнонаемных специалистов, вполне понятна.

Пилотные проекты пройдут в четырех регионах России в 2019 году: в Москве, Татарстане, Московской и Калужской области. Предварительно озвучено решение о ставке налоговых отчислений в размере от 3% до 6% «налога на профессиональный доход». При этом налоговая служба обещает, что регистрация будет предельно простой: планируется создать механизм выплат через мобильное приложение, что означает снижение времени на подготовку документации и отчетность.

Сколько в России самозанятых

Проект отвечает на ряд ключевых вопросов и решает несколько задач. Первая: попытаться более точно понять размер серой экономики. Оценки ее размера сильно расходятся. По оценкам Росстата, в теневой зоне находится порядка 10−14% ВВП; Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) считает, что в 39% (в 2016 году); Международный валютный фонд (МВФ) в недавней статье дал оценку в размере около 34% в 2015 году.

Статья МВФ весьма любопытна: она содержит как прямые, так и косвенные методы оценки, показывает достаточно разумное относительное положение стран по доле данного показателя, и неплохо воспроизводит данные опросов по странам. Если положиться на данные МВФ, динамика с 1991 года не выглядит слишком впечатляюще: на старте теневая экономика была порядка 40% ВВП, снижала свою долю до кризиса 2008 года, а с тех пор скорее несколько выросла.

Второй задачей стоит назвать увеличение поступлений в федеральный и региональный бюджеты; объем данных поступлений может быть существенным. Если теневая экономика действительно составляет более 30%, желание государства лучше контролировать деловую активность в этой сфере кажется вполне понятным.

Даже 3−6% налогов с оборота могут принести значительные поступления для бюджета — с суммарного ВВП в 92 трлн рублей в 2017 году и серой зоны в 35% в среднем может получиться около 1,5 трлн рублей налогов; если следовать оценкам Росстата в 15% ВВП, то около 600 млрд рублей.

Безусловно, данные оценки являются расчетными величинами, и собрать подобные суммы едва ли возможно, так как не все из этих людей самозанятые.

Судя по исследованию Сбербанка 2014 года, 4 млн самозанятых приходятся на 16 млн неформально занятых. В 2017 году Центр стратегических разработок и Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовали доклад «Российский рынок труда», в котором предложили оценку в 13 млн неформально занятых. Из тех, кого можно отнести к самозанятым, не все готовы зарегистрироваться и начать платить налог, но даже сотни миллиардов с учетом общих сборов федерального бюджета в 16 трлн рублей — значительные деньги.

Что предложат теневым игрокам

Государство пробует ввести теневую составляющую экономики в правовое русло. Если 36% трудоспособных людей (а это 27 млн человек), как отмечала вице-премьер Ольга Голодец в 2015 году, находятся в серой зоне, то есть шанс предложить им более честные взаимоотношения с государством.

Очевидно, что основные участники — те же репетиторы, помощники по дому, частные юристы и консультанты — зарабатывают не слишком много. Доход большинства из них точно меньше 10 млн рублей в год. Если при этом государство гарантирует неизменность налоговых ставок на долгий период времени, то стимул выйти из тени появится у многих. При этом появляется возможность претендовать на пенсии и медицинскую помощь хотя бы в объеме ОМС. Свою деятельность по банковскому счету получится использовать для кредитования.

Автоматизация уплаты налога через мобильное приложение не означает мгновенного снижения издержек для ФНС. В частности, по мнению замминистра финансов Ильи Трунина, «эффект максимум нейтральный. Потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, она достаточно дорогая».

У государства есть и макроэкономические резоны заниматься обелением ВВП. Данные по многим странам показывают, что фирмы в серой экономике имеют слишком низкую производительность — меньше, чем небольшие компании в формальном секторе. Это показывает важность постепенного развития корпоративной занятости, она приносит гораздо больше качества росту экономики.

Правда, при этом увеличение налогообложения обычно не приводит к снижению «серой зоны». Как показывают результаты по ОЭСР и «переходным экономикам» в 1990-е, это верно для широкого спектра стран. Повышение социальных налогов и НДФЛ обычно увеличивает долю теневой составляющей в ВВП.

Будут ли люди регистрироваться

Насколько будут мотивированы самозанятые регистрироваться и платить такой налог? Если говорить о регистрации, то официальные данные ФНС пока не оптимистичны: общая численность зарегистрировавшихся по состоянию на начало июня 2018 года составляет всего 1529 человек.

Конечно, это пока происходит в режиме без легкой регистрации и низких налогов, но едва ли миллионы людей сразу придут в налоговую. Есть и другой вопрос: удастся ли так же легко перестать быть самозанятым и исключить себя из данной системы учета, если в дальнейшем участник перестанет быть самозанятым?

Безусловно, дополнительной мотивацией «выйти из тени» должна стать низкая ставка налога: обычный НДФЛ составляет 13%. Но доходы самозанятых обычно достаточно низкие, и даже 3−6% для этих людей важные суммы.

Теперь плохие новости. Анализ больших данных выходит в России на новый уровень. ФНС и «Интерфакс» независимо исследуют наличие фирм-однодневоки получают почти одинаковые результаты: снижение числа таких фирм до 7%. ЦБ и Минфин стремятся к снижению платежей наличными, в том числе для контроля крупных расходов, но могут прийти и к почти полной прозрачности доходов.

Банки активно идут в автоматизацию и с помощью разных алгоритмов, в том числе основанных на искусственном интеллекте, детально работают с данными. Они выделяют как мошенничества, так и регулярные операции, и вполне могут видеть «повторяющиеся платежи» или что-то похожее на «неформальные контракты». Для мастера по маникюру на дому достаточно будет сообщения соседей в то же приложение, что «приходят люди, похожие на клиентов», и появится налоговая с претензиями.

Возьмем другой пример — аренду жилья. Она не попадает под новое налогообложение, по всей видимости, и останется на уровне ставки в 13%. По анализу ЕГРП и данных по недвижимости можно обнаружить, у кого есть больше одной квартиры, и проверить наличие или отсутствие постоянно проживающих арендаторов. Про возможность получения информации о регулярных платежах было написано выше. При этом очевидно, что рынок жилья гораздо шире и потенциально прибыльнее для государства, чем поступления от самозанятых — по крайней мере на первом этапе.

Идея с самозанятыми требует определенного позиционирования и разъяснений, при этом необходимо создать четкие стимулы для привлечения людей. Если государство хочет заставить репетиторов, нянь и медицинских помощников выйти из тени, придется приложить много усилий и объяснить, почему это необходимо.

Налоговые сборы на первом этапе едва ли превысят расходы на создание системы — вероятность того, что обозначенные миллионы граждан выйдут из тени и зарегистрируются в качестве самозанятых, невысока. И даже если это произойдет, сборы будут не более сотен миллиардов рублей, а в реальности значительно меньше.

Тем не менее, это правильный шаг к обелению экономики. С таким посылом Россия оказывается в русле стандартных международных методик. В стране сложилась слишком масштабная теневая экономика, поэтому любые шаги к улучшению ситуации должны помочь увеличить производительность труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *