Банк заблокирует Вашу карту, если перевод будет большим или частым. Что делать?

Владимир Путин подписал закон, разрешающий банкам блокировать карты без согласия владельцев при подозрении на кражу средств. Что делать, если так произошло с вашей кредиткой

Президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ о внесении изменений в отдельные законы по противодействию хищению денежных средств с банковских карт. ТАСС — о том, что нужно знать клиенту любого банка.

Что меняется?

Раньше банк мог заблокировать карту по запросу клиента. А теперь ему не нужно согласие пользователя, чтобы остановить ее работу до двух рабочих дней. Основание для блокировки — подозрение на кражу.

Если банк посчитает, что с вашего счета списалась подозрительно большая сумма, — он может не пропустить операцию и заморозить счет.

Блокировка распространяется не только на карту, но и на сервисы, связанные с ней, — электронные кошельки и мобильные приложения. Вы не сможете расплатиться в магазине ни картой, ни с помощью Pay Pass. И не сможете перевести деньги на другой счет в онлайн-приложении.

Закон вступит в силу через 90 дней после опубликования.

Если банк ошибся, а у меня все нормально?

Уведомите банк о том, что у вас все нормально. И он сразу разблокирует карту.

О том, что с вашей картой происходит что-то подозрительное, вы узнаете сразу. Банк сообщит вам по телефону или электронной почте. Согласно поправкам, это его обязанность.

Зачем этот закон нужен?

Чтобы банк мог не допустить кражу с вашей карты.

Сейчас число интернет-краж растет. В прошлом году деньги украли с 300 тыс. пластиковых карт россиян. Ущерб по всем картам — 1,05 млрд рублей, по данным компании «Имформзащита», которые приводят «Известия».

Банки возвращают клиентам деньги, украденные с карт, но не всегда. А только при условиях, что клиент сообщил о краже в течение суток после уведомления об операции, и не сам виноват в раскрытии данных карты.

У россиян теперь будут блокировать банковские карты без предупреждения: узнали, какие операции банк может посчитать подозрительными

Женщина стоит у банкомата

Президент Владимир Путин подписал закон о противодействии хищению денег с банковских карт. Он был принят Госдумой в окончательном чтении. По замыслу властей, это поможет бороться с киберпреступностью.

Теперь банкам разрешается без согласия клиента на срок до двух рабочих дней заблокировать его кредитную карту в случае подозрения, что операцию по карте совершает не клиент, а мошенник. Этим же законом на банки возлагается обязанность направлять в ЦБ информацию обо всех случаях или попытках осуществления таких переводов, сообщает «Лента.ру».

Если банк поймёт, что проводится сомнительная банковская операция, он должен сразу же связаться с клиентом по телефону или через электронную почту, а с юридическим лицом — в порядке, установленном договором. Наши читатели рассказывают, что подобные меры действуют уже давно. Так, к примеру, «Сбербанк» при переводе 20 тысяч рублей на карту другого банка, просит по телефону подтверждать перевод через оператора, так как оно расценивается как мошенничество. Если клиент подтверждает операцию, она проводится незамедлительно. В противном случае такая операция блокируется. Если клиент не отвечает на запрос банка — карта блокируется, а  разблокировка и транзакция происходят по истечении двух рабочих дней, сообщают «Аньюс».

Принятый закон предусматривает, что в течение 90 дней после его опубликования Центральный банк России должен установить признаки подозрительных операций, основываясь на анализе объема, характера и параметров операций клиентов кредитных организаций. Помимо банковских карт финансовые организации смогут блокировать электронные кошельки, мобильные приложения и прочие виды электронных платежей. Предполагается, что принятая мера уменьшит хищения средств с банковских карт как минимум наполовину.

Интересно, что в документе не прописано что такое «подозрительные операции». Центробанк определит их позже. Пользователи Сети пишут свои возмущения о том, что карты будут блокироваться по любому поводу. Чтобы этого не происходило, клиентам рекомендуется ознакомиться с перечнем подозрительных операций, после того как он появиться.

Мы попросили петрозаводских специалистов рассказать, за что же могут заблокировать карту и какие операции на самом деле считаются подозрительными на данный момент. И заодно дать совет, что делать в таких случаях.

Почему могут заблокировать банковскую карту и как этого избежать?

У женщины заблокировали карту

1) При проведении подозрительных операций

Если вы индивидуальный предприниматель, и совершали какие-то операции, которые показались вашему банку подозрительными, — карту могут блокировать. Например, если вы решили часть заработанных вами средств перевести со вашего расчетного счет в одном банке на карточный в другом.

Банки считают, что карта физического лица не предназначена для того, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому массовые переводы со счета ИП на счет физического лица могут вызвать вопросы. Также если вы благотворительная организация и вам часто поступают на счёт деньги, необходимо подтвердить, что источники средств не связаны с предпринимательской деятельностью.

Что делать:

— не использовать вашу банковскую карту для незаконной предпринимательской деятельности;

— оформить бизнес-карту;

— переводить на собственную банковскую карту физического лица прибыль ИП (а лучше — ее часть), а не всю выручку.

Если карту всё-таки заблокировали, надо доказать банку, что операции не носили признаки правонарушений. Этот процесс может оказаться длительным. К тому же банк может удержать с заблокированной суммы 10%.

2) При нахождении в «опасном» месте

Некоторые страны, по мнению банков, входят в зону риска по операциям с картами. Когда вы захотите совершить там какую-то операцию, то вашу карту сразу же заблокируют. Так, к примеру, Вьетнам считается страной кибермошенников и поэтому, не факт, что, оказавшись там, получиться воспользоваться картой.

Что делать?

Перед поездкой надо обратиться в банк, предупредить, куда вы направляетесь и сколько планируете там пробыть. При желании можно установить лимит средств, которые будут списаны во время путешествия. Это также поможет уберечься от мошенничества.

Если карту всё-таки заблокировали, придётся звонить в банк и доказывать, что это вы. Вам придётся называть свои паспортные данные и кодовые слова, чтобы эксперт банка вас идентифицировал.

3. Подозрения в мошенничестве

Если вы три раза неправильно ввели ПИН-код, карта автоматически блокируется. 

Что делать?

 — написать заявление о разблокировке в одном из офисов банка, выдавшего карту;

 — позвонить в центр телефонной поддержки банка — сотрудник банка удостоверится в личности клиента и разблокирует карту.

Если вы многократно снимаете деньги с карты, особенно если это происходит в другой стране, либо в «чужих» банкоматах, банк может временно заблокировать карту и связаться с вами по телефону. Кстати, именно таким способом удаётся предотвратить многие случаи мошенничества.

Что делать?

Если банк сделает вывод, что снятие средств производится самим клиентом, карта может быть разблокирована.

Вряд ли вы будете через малые промежутки времени делать покупки в одном магазине, зато мошенники, которые не знают ПИН-кода и остатка на карте, могут так сделать. Это действие банк воспринимает как подозрительные и до выяснения обстоятельств блокирует карту.

Как вариант, при подозрительных операциях банк может блокировать карту автоматически на короткий срок (5-30 минут), чтобы у настоящего держателя карты было время получить sms-оповещение о совершаемых покупках и связаться с банком для постоянной блокировки карты.

Также банк может посчитать подозрительным если человек в разных местах в короткий промежуток времени совершал покупки. Поэтому, если вы решили поехать загрницу, предупредите об этом банк, чтобы исключить срабатывание антифрод-системы и блокировки карты.

Почему этот закон может быть полезен?

По новому закону, в случае несанкционированного списания средств со счета клиента банк будет обязан вернуть деньги. Однако этот алгоритм предусмотрен только для защиты юридических лиц, так как процедура возврата денежных средств гражданам уже прописана в федеральном законе №161.

Простым гражданам решить эту проблему было намного сложнее. Если с вашей карточки украли деньги, и вы получили sms о снятии наличных, шанс вернуть эти средства был весьма невелик. В таких ситуациях банк чаще всего сообщал, что проблем с данной операцией не было: счет не блокирован, никаких признаков взлома нет и так далее. А затем с большой долей вероятности выяснялось, что по договору клиент сам несет ответственность за все операции по счету, если не будет доказана вина банка. Дальше оставался только один путь — в полицию и суд.

Теперь после принятия закона ситуация может измениться. Если банк будет эффективно отличать несанкционированные списание от нормальных операций и своевременно блокировать опасные транзакции, поводов для хождения по инстанциями с требованием вернуть деньги станет меньше.

Внесены изменения в законодательство в части противодействия хищению денежных средств

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».

22:00

Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июня 2018 года и одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом определяется порядок приостановления кредитной организацией перевода денежных средств клиента в случае выявления признаков совершения перевода без его согласия.

В частности, при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента оператор по переводу денежных средств обязан приостановить на срок не более двух рабочих дней исполнение распоряжения о совершении операции, а также приостановить на такой же срок использование клиентом электронного средства платежа.

При этом устанавливается, что признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента определяются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, Федеральным законом предусматривается наделение Банка России полномочиями по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *