Принят закон о налоговом маневре. Как это отразится на стоимости бензина?

Маневр на нефтяном поле: что будет с ценами на бензин. К чему приведет завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли.

 Правительство рассчитывает получить с нефтяников 1,3−1,6 трлн рублей допдоходов за шесть лет. Налоговый маневр предполагает снижение до нуля экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением ставки НДПИ. При этом сохранятся льготы для некоторых категорий месторождений и особые условия для переработки. Эксперты отмечают, что несмотря на это, фискальная нагрузка на отрасль вырастет, а проблему стареющих НПЗ маневр только усугубит.

Пакет документов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли внесен в Госдуму 22 июня. Накануне, в ходе заседания правительства, были окончательно согласованы параметры предстоящей реформы.

Речь идет о двух законопроектах: один из них предусматривает постепенное снижение с нынешних 30% (от стоимости нефти) до нуля вывозной таможенной пошлины. Второй законопроект предусматривает равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения экспортной пошлины.

Таким образом, экспортная пошлина в течение шести лет будет полностью замещена ростом НДПИ. Предполагается, что закон будет принят в этом году и маневр начнется с 1 января 2019 года.

Предстоящий налоговый маневр в последние два года был камнем преткновения между Минфином и отраслью. Минэнерго предлагало отложить его до завершения модернизации российских НПЗ и запуска единого рынка нефти, нефтепродуктов и газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Действующий налоговый режим, в частности экспортная пошлина, по факту субсидирует нефтепереработку. Минфин настаивал на завершении маневра и сохранении поддержки только для тех производств нефтепродуктов, которые обеспечивают высокую степень переработки.

Принятый вариант реформы предусматривает сохранение действующих льгот по НДПИ. Речь идет о пониженной налоговой ставке на добычу на новых морских месторождениях, газового конденсата для производства СПГ, льготе для месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Также пониженные ставки НДПИ сохранятся для месторождений со сложными условиями: выработанных, малых участков недр, месторождений с трудноизвлекаемой нефтью.

Кроме того, предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутанапо аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов.

Для переработчиков нефти предлагается установить вычеты по акцизам с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, а также с учетом уровня цены на нефть на мировых рынках, средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, устанавливается с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно увеличивает ее значение в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года, на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, уточняют в правительстве.

Вспышки стоимости топлива

Вице-премьер Дмитрий Козак заявил 21 июня, что от налогового маневра в течение шести лет бюджет дополнительно получит 1,3−1,6 трлн руб.

Он пояснил, что при этом фискальная нагрузка на отрасль может изменяться в случае роста мировых цен на нефть более 20% за квартал, однако в этом случае, чтобы не допустить из-за этого роста цен на топливо на внутреннем рынке, правительство сможет повышать экспортные пошлины на нефтепродукты.

«Чудес не бывает. Те 1,3−1,6 трлн руб., которые правительство надеется получить в результате налогового маневра в течении шести лет, — недополученная прибыль нефтяников, прежде всего связанная с сегментом нефтепереработки», — обращает внимание директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

То есть речь идет о небольшом, но все же увеличении налоговой нагрузки на отрасль. Судя по цифрам, в среднем компании недополучат $1−1,5 с барреля добытой нефти. С другой стороны, это не так много, особенно учитывая те благоприятные условия, в которых существует отрасль сегодня — довольно дорогая нефть и дешевый рубль, добавляет эксперт.

В любом случае не стоит ждать, что в России будет решена проблема роста цен на бензин, точечные послабления для производителей высококачественного бензина не решат проблемы снижения маржи большинства НПЗ и роста внутренней цены на нефть, отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский.

Соответственно, уже в 2019 году мы можем наблюдать новые вспышки стоимости топлива на автозаправках, добавляет он.

Дополнительные поблажки будут применяться для тех нефтяников, кто производит высококачественный бензин и дизтопливо Евро-5, в этом случае из бюджета они будут получать часть акциза, который выплачивают НПЗ, обращает внимание Жарский.

Хотя в целом реформа в отрасли приведет к дополнительной стимуляции нефтяников продавать на внутреннем рынке больше нефти и нефтепродуктов, чем за рубеж, доходы бюджета в результате такого маневра могут сильно колебаться, так как в законопроекте очень много отведено применению дополнительных льгот по НДПИ, а также возвращению акцизов, полагает эксперт.

Заодно и акцизы

Неожиданной «добавкой» к пакету законопроектов о завершении нефтегазового налогового маневра оказалась индексация акцизов на 2021 год. Обычно правительство делает расчеты акцизов вместе с подготовкой федерального бюджета на предстоящую трехлетку и представляет их отдельной поправкой в Налоговый кодекс осенью. Индексация проводится после того как правительство определится с макроэкономическим прогнозом и основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикой.

Обычной процедуры на этот раз не было. Объяснение, приведенное в сопроводительных документах такое: подакцизные товары в 2021 году индексируются «на уровень инфляции, которая, по прогнозам Минэкономразвития России, составит 4%».

«При этом ставки акцизов на период 2019 — 2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством» — уточняется в законопроекте. Тем самым Минэкономразвития фактически предписано не прогнозировать инфляцию выше 4% на 2021 год в ходе подготовки бюджета, вне зависимости от макроэкономической ситуации.

В противном случае уже осенью ставки на 2021 год подлежат пересмотру. В частности акцизы на этиловый спирт увеличатся на 4 рубля с 111 руб за литр в 2020 году до 115 руб за литр в 2021 году. Акциз на алкоголь крепче 9% вырастет на 22 рубля до 566 руб за литр. Вино подорожает на 1 рубль с 19 руб в 2020 году до 20 руб в 2021 году. Акциз на сигареты увеличится на 79 руб с 1 966 руб. за тысячу сигарет в 2020 году до 2 045 руб. в 2021 году.

Заодно законопроектом расширен перечень подакцизных товаров. Новый акциз с 1 января 2019 года вводится на кальянные смеси в размере 457 руб за 1 кг. В 2020 году он будет повышен до 467 руб., а в 2021 — до 495 руб.

По мнению аналитика «Финам» Алексея Коренева ЦБ в этом году «вряд ли удастся удержать инфляцию в районе 4%». Еще предстоит оценить, какой эффект будет от роста НДС до 20%. Скорее всего, он повлияет на разгон цен в диапазоне от 1,6 до 2%. При этом повышение акцизов и включение в законопроект новых подакциозных товаров приведут к росту инфляции от 0,2 до 0,5%. То, что инфляция удержалась в рамках 2,4% в мае текущего года, во многом заслуга благоприятной конъюнктуры, считает Корнеев.

«Прогнозировать инфляционный эффект на 2021 год бессмысленно, поскольку и ставки акцизов, и оценки инфляции еще по крайней мере два раза поменяются во время принятия бюджета в 2019 и 2020 годах» — сказал Газете.Ru главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.

«Просто на данном этапе стоит принять к сведению, что правительство планирует повысить акцизы, но не исключено, что к началу 2021 году эти планы будет скорректированы», — подчеркнул эксперт.

Сечин назвал три причины роста цен на бензин
Налоговый маневр в нефтяной сфере будет завершен в 2024 году. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства.

«Мы приступили к завершающему этапу налогового маневра в нефтегазовой отрасли. Речь идет об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых — нефти и газового конденсата. Этот процесс будет завершен постепенно, начиная с 2019 года, в течение 6 лет», — сказал Медведев (цитата по ТАСС).

Наказание для нефтяников

Ранее, 6 июня, в ходе прямой линии с Владимиром Путиным члены правительства рассказали о подготовке проекта по увеличению экспортной пошлины на нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть для сдерживания цен на топливо.

13 июня вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что оснований для увеличения экспортной пошлины на нефтепродукты в России сегодня нет.

«Но это не означает, что через неделю она не возникнет», — отметил чиновник, считая повышение пошлины инструментом оперативного реагирования правительства в экстренных случаях.

Такого рода заявления о повышении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в очередной раз подтверждают, что на рынке нет консенсуса и ясного понимания, как действовать в текущей ситуации для отлаживания налогового механизма в нефтянке, рассказал Forbes аналитик «Атона» Александр Корнилов.

Повышение экспортных пошлин уже имело место в российской экономике — в 2011 году началась реформа «60−66−90». В ее рамках на бензин налагалась экспортная пошлина в 90%, чтобы избежать дефицита бензина на внутреннем рынке. Результаты реформы были неутешительными: хотя реформа и стала катализатором инвестиционной активности нефтяных компаний, но не стимулировала нефтедобычу в России.

Как отмечает Екатерина Грушевенко, эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты идет в разрез с обязательствами, которые взяла на себя Россия в рамках членства в ВТО. Более того: создание Евразийского экономического союза предусматривало гармонизацию и снижение экспортных пошлин.

Повышение экспортных пошлин в России увеличит напряжение геополитических отношений со странами-импортерами российской нефти и нефтепродуктов, в частности с Белоруссией, с которой и так много лет существуют разногласия по этим вопросам, и Европой.

Последнее обстоятельство в рамках текущей ситуации может лишь ослабить конкурентоспособность российских товаров на европейском рынке, считает Грушевенко.

В целом фискальный инструмент в виде экспортной пошлины крайне непопулярен в мире, указывают в Энергетическом центре бизнес-школы «Сколково». Такой метод применяется лишь в нескольких странах: Казахстане, где механизм схож с российским, Аргентине, где пошлину на нефть отменили в 2017 году (до этого она была 100%-ной, то есть, фактически, запретительной). В Малайзии и Вьетнаме ставка экспортной пошлины составляет 10%, также пошлина есть в Тунисе.

«Экспортная пошлина применяется в тех странах, которые импортируют нефть. В первую очередь она носит запретительный или ограничительный характер для защиты внутреннего рынка и потребителя — в отличии от России и Казахстана, где главной целью является не только удержание цен на внутреннем рынке, но и наполнение бюджета», — объяснила Грушевенко.

Обнуление экспортных пошлин к 2025 году

Обнуление экспортных пошлин в значительной мере противоречит там усилиям, которые предпринимает правительство, борясь с повышением внутренних цен. Именно рост цен на бензин стал предметом критики со стороны населения и одной из ключевых тем для общения на прямой линии с президентом Владимиром Путиным.

Государство начало сокращать акцизные ставки, чтобы ограничить рост внутренних цен на моторное топливо, но при этом стало предлагать инициативы, которые дают дополнительный стимул для роста внутренних цен на топливо.

Сами нефтяники неоднократно говорили о пагубном влиянии реформы на стоимость бензина внутри страны, цены на АЗС в апреле-мае уже значительно увеличились. Например, в «Роснефти» полагают, что отмена к 2024 году экспортных пошлин приведет к выравниванию внутренних и мировых цен на топливо и их повышению, как минимум, в 1,5 раза.

Отсутствие компенсации

«Налоговый маневр вместе с падением цен на нефть больно ударил по переработке, поэтому дальнейшее обнуление и снижение пошлин должно быть чем-то компенсировано. В частности, предлагается отрицательный акциз на нефть, но теперь идут дискуссии о том, кому этот акциз давать — круг бенефициаров весьма ограничен, в частности, НПЗ, которые производят более 10% нефти в виде бензина. Нефтяники должны получить взамен компенсацию», — полагает Александр Корнилов.

По его мнению, идея обнуления экспортных пошлин противоречит сдерживанию внутренних цен. Цены на бензин подскочили, так как экспортный нетбэк резко вырос относительно внутренних цен: нефтяникам стало гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты, чем продавать их внутри страны. «Нужно вводить рыночные стимулы для нефтяников, однако кроме отрицательного акциза (причем резко ограниченного) предложений нет», — отметил аналитик «Атона».

В рамках борьбы с ростом цен на бензин крупнейшие российские НПЗ могут получить отрицательный акциз на нефть в рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Соответствующее предложение будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю на заседании правительства, после чего должно быть внесено в Госдуму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *