К вопросу повышения военных пенсий и понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий. Понятие «переживание» закона

К вопросу повышения военных пенсий и понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий. Понятие «переживание» закона

«  Переживание » коэффициента ( 0,54 )  понижающего размер   военных пенсий .  Если неточное понимание смысла закона простым обывателем может негативно сказаться на нем самом    то ошибочное понимание смысла закона правоприменителем  губительно для общества. Переживание закона (ультраактивность) — продолжение действия норм закона после его отмены.

С 1 января 2012 года статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1  « О пенсионном обеспечении лиц ,проходивших военную службу…» дополнена второй частью следующего содержания:

«Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера».

Из прочтения текста с учетом контекста его применения и коммуникативных связей с другими статьями Закона, следует, что во второй части ст.43 закреплены, не разделенные на структурные части, два действия.

Во первых, установлен    РАЗМЕР  (54% ), в котором с 1 января 2012г. учитывается при исчислении пенсии  « указанное денежное довольствие.»

Слово « указанное»     выполняет роль литературного приема- «дейктического  повтора» ,используемого  для сокращения текста  второй части ст.43  и обозначает «денежное  довольствие для исчисления пенсии », которое определено в первой части статьи..

Согласно определения   Конституционного  суда от 12   сентября  2012г.     №1800-О ,:

« Денежное довольствие для исчисления пенсии в соответствии с частью первой статьи 43 включает   оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию …и ежемесячную надбавку за выслугу лет.

ДДИП= ОВЗ+ОВД+ПНВЛ

  При этом это понятие отличается от понятия « денежное довольствие военнослужащих » и  имеет   самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии военным пенсионерам..»

Второе действие второй части ст.43  заключается в том ,что  в целях  доведения  до 100 % размера ,в котором учитывается  денежное довольствие для исчисления пенсии , с 1 января 2013года, указанный  размер , подлежит ежегодному  увеличению на 2 процента либо в большем объеме (в зависимости от уровня инфляции) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Начиная с 2015года по настоящее время ,  общий объем расходов бюджета  признается Правительством  РФ  недостаточным  для финансового обеспечения  расходных  обязательств по  увеличению размера ,в котором в соответствии с частью второй статьи43, учитывается денежное довольствие для исчисления пенсии.

В соответствии с пунктом 6 статьи 192   Бюджетного кодекса  Правительство  РФ ,при недостаточном финансировании  , может вносить в  ГД проект ФЗ о приостановлении выполнения расходных обязательств ,закрепленных в законе  .

В связи с этим, c целью обеспечения  сбалансированности федерального бюджета,    Государственной думой , начиная с 2015г. по настоящее время ,  ежегодно  принимались федеральные законы  приостанавливающие действие второй части статьи 43 закона 4468-1

от 1 декабря 2014г. №397-ФЗ, от 14 декабря 2015г. №367-ФЗ , от 19 декабря 2016г. № 430-ФЗ и от 05.12.2017г. №365-ФЗ  в следующей редакции :

«  1.1Приостановить до 1 января … года действие части второй статьи 43 Закона  Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I … »

1.2    Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», с 1 января 2018 года составляет «N»    процента от размера указанного денежного довольствия. »

Исходя из названия и содержания статей закона, сообщество военных пенсионеров  считает    ,что закон приостанавливает оба  действия ,установленных второй части статьи  43  целиком и ,следовательно, пенсия должна исчисляться в соответствии с частью первой ,то есть  при 100% учете указанного денежного довольствия.

Однако правоприменители закона  « О пенсионном обеспечении лиц ,проходивших военную службу …» —  военные комиссариаты  МО  продолжают исчислять пенсии в соответствии со второй частью ст.43   в пониженном размере

 Обращения военных пенсионеров  за разъяснениями  во властные структуры  остаются без ответа.

Суды же   усматривают в законе  приостановление  не всей второй части статьи43 ,а только одного  действия, а именно  по увеличению  размера, в котором учитывается при исчислении пенсии  указанное денежное довольствие .     О чем может  свидетельствовать решение  Благовещенского  городского суда  Амурской области от 3 марта 2015г. по делу №2-2064/15  « О неправомерных действиях управления МВД России по Амурской области по исчислению пенсии в 2015г .»  :

«  Правовой целью Законодателя  являлось не полная   отмена  понижающего коэффициента  при расчете пенсии и ее последующее исчисление ,исходя из 100% размера ,а лишь приостановление ежегодного повышения величины денежного довольствия ,учитываемой при исчислении пенсии лиц ,подпадающим под его действие.

Сложившееся на данном этапе понимание  нормативного акта  ФЗ  « О приостановлении действия второй части статьи43… »,требует   разъяснений смысла нормы закона..

Разъяснять нормативный правовой акт или его отдельное положения могут все субъекты, но юридическое значение толкования, его юридическая обязанность неодинаковы.

В теории права устоялось мнение  о том ,что в зависимости от того кто толкует разъяснения юридических норм, толкования  подразделяют на  официальные и неофициальные

Официальное толкование дается государственными органами, уполномоченными на то государством. Оно является обязательным для других субъектов права.

Неофициальное толкование— это толкование, не имеющее формального, юридически обязательного значения и, следовательно, лишенное общеобязательной юридической силы. Роль и влияние неофициального юридического толкования зависят от его правильности и убедительности аргументов.

Не смотря на то ,что законы воспринимаются по разному  правопользователями и правоприменителями ,  с момента принятия  федерального закона от 01.12 2014г. №397-ФЗ            до настоящего времени не  известно  ни официальное ,ни неофициальное толкование ,указанного закона. .

Особая разновидность неофициального толкования — доктринальное («доктрина» — наука). Оно дается в комментариях к законам, монографиях, статьях и т.п. От других видов неофициального толкования оно отличается тем, что в большинстве случаев основывается на обобщении правоприменительной практики и всестороннем научном обсуждении.

В юридической технике   имеется известный большинству способ регулирования длящихся правовых отношений как « обратная сила закона»

Однако мало кому известно такое   действие ,как « переживание закона » ( ультраактивное действие) по своему характеру противоположное обратной силе  нормативного акта.  .    Здесь старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок, в определенной степени продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта.  В большинстве случаев, ультраактивное действие отдельных норм и положений утратившего силу закона устанавливается нормами нового закона, призванного заменить его.

Если предположить ,что в законе  от 01.12.2017г. №397-ФЗ    применен именно   способ — « переживание закона »,то можно установить  какая норма  продолжает действовать и после приостановления части 2 ст.43.

При рассмотрении  части1.1 и 1.2 ,указанного  закона   в совокупности , можно установить ,что  в части 1.1  приостанавливается на год действие  части 2  полностью ,как части  не разделимой  на структурные единицы  . В противном случае юридико-технические правила предписывают указать в какой неразделимой части   устанавливается приостановление.

Одновременно с  полным  приостановлением  части 2 ст 43 ,как неразделимой структурной единицы ,  частью 1.2 устанавливается , на период приостановления , размер ,в котором учитывается  указанное денежное довольствие и тем самым  восстанавливается  действие  понижающего коэффициента

Таким образом на основании  ,проведенного неофициального толкования  норм Федерального закона « О приостановлении действия второй части статьи 43 закона №4468-1…»  можно заключить ,что законодатель с целью   регулирования длящихся  нормативных отношений  применил юридико-технический  способ « переживание закона » , в результате чего  приостановил  ежегодное  увеличение  на 2% размера учета денежного довольствия при исчислении пенсии   и продлил действие понижающего коэффициента.

One Comment on “К вопросу повышения военных пенсий и понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий. Понятие «переживание» закона”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *