Как оплачивать услуги ЖКХ без управляющих компаний

О том, зачем владельцам квартир переходить на прямые договоры с РСО и как это сделать

В конце марта этого года Госдума приняла закон о прямых расчетах между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. С апреля жильцы многоквартирных домов смогут заключать договоры об оказании услуг ЖКХ без посредничества управляющих компаний.

Законодательство
Почему владельцам жилья разрешили вести расчеты с РСО напрямую

Такая мера введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. По данным Минстроя России, к сегодняшнему дню УК задолжали ресурсникам 250 млрд руб. Эти деньги были собраны управляющими компаниями с потребителей, но РСО так и не перечислены.

Осенью прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами заявил о «вопиющей ситуации» с долгами, когда люди вовремя платят за услуги ЖКХ, «а дом из-за недобросовестности управляющей компании отключается от теплоснабжения».

Президент Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции тоже потребовал отрезать управляющие компании от денежного потока, поскольку они «далеко не всегда расплачиваются вовремя и в полном объеме».
Услуги ЖКХ
Какие из них теперь можно будет оплачивать напрямую

Законодательство устанавливает возможность заключения договоров на прямую оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). Расчеты за газ и электричество уже производятся без участия управляющих компаний.

Платежи
Обязателен ли переход на прямые договоры с РСО

Нет, заключать прямой договор с РСО необязательно. Если жильцов дома устраивает работа управляющей компании или ТСЖ, они могут по-прежнему оплачивать коммунальные услуги через них. Но важно, чтобы УК не имела задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, потому что тогда ресурсники сами откажутся от ее услуг — в одностороннем порядке.

Если средства на оплату услуг ЖКХ собирались с жильцов в течение двух месяцев, но так и не были перечислены поставщику ресурсов, то по решению суда или по акту сверки он может перейти на получение платежей от граждан напрямую.

Договор
Может ли собственник квартиры самостоятельно отказаться от управляющей компании

Нет, один человек не сможет перейти на прямой договор с поставщиками. Решение должно быть принято на общем собрании владельцев жилья. Если за это проголосуют собственники, владеющие не менее 50% имущества дома, тогда на прямые договоры будет переведен весь дом целиком.

После проведения собрания жильцы должны передать копии протокола и решения в РСО. Договор будет заключен автоматически, подписывать его каждому жильцу не придется.

Сроки

Сколько времени потребуется на переход к прямой оплате

Если инициатива исходит от жильцов дома, то ресурсоснабжающая организация может взять три месяца на то, чтобы подготовиться к осуществлению расчетов с этим домом напрямую.

Если сама РСО расторгает договор с управляющей компанией, то она должна перейти на прямые расчеты с собственниками жилья в течение 30 дней с даты направления в УК уведомления об одностороннем отказе от ее услуг.

Выгода
Что изменится для потребителя услуг

По идее — ничего. Кроме того, что потребитель будет знать, что выплаченные им деньги ушли к поставщику ресурса, а не осели на счетах управляющей компании или были использованы не по назначению.

Тарифы
Станут ли коммунальные услуги дешевле или дороже, если их оплачивать напрямую

Нет, переход на прямые расчеты никак не повлияет на стоимость услуг. Тарифы будут расти в обычном порядке — сейчас рост в среднем по России составляет 4% в год.

Управляющие компании
Каковы будут последствия для них

По прогнозам Минстроя России, переход на прямые расчеты с поставщиками ресурсов вынудит уйти с рынка ЖКХ около 30% управляющих компаний. Глава Минстроя Михаил Мень заявлял, что рынок покинут как раз те компании, которые использовали деньги не по назначению, «зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами».

Отрезать управляющие компании (УК) от коммунального денежного потока предложил в середине декабря президент Владимир Путин. По его словам, проблема в том, что УК собирают деньги за коммунальные ресурсы, но не всегда вовремя и полностью расплачиваются с поставщиками.

Новая система позволит перечислять плату за ресурсы напрямую поставщику. Инициировать переход на новый механизм может поставщик или потребитель. В документ при доработке были также внесены поправки, ужесточающие ответственность УК за выставление двойных квитанций при переходе потребителей на прямую оплату ресурсов.

Внимательные потребители и сегодня могут получить от УК половину излишне начисленной суммы

Если дом перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, то УК может начислить платежи за ресурсы только в составе общедомовых нужд, прокомментировал эксперт Высшей школы госуправления Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин. Он отметил, что если УК начисляет платежи за те же ресурсы, за которые потребители рассчитываются напрямую с поставщиками, то налицо факт мошенничества.

Хорошую собираемость платежей сейчас демонстрируют ресурсоснабжающие организации, которые уже используют прямые расчеты с потребителями. Это электроснабжающие компании по всей стране и газоснабжающие организации в ряде регионов. Это говорит о том, что и по другим платежам можно добиться хороших результатов, переведя их на новую систему оплаты.

Хованская сообщила, что в ближайшее время предельный индекс появится не только у коммунальных услуг, но и у жилищных. По поручению президента правительство должно принять меры, сдерживающие необоснованный рост платы за содержание жилого помещения, за содержание и текущий ремонт общего имущества и ресурсы, потребляемые при его использовании. Эти меры должны быть разработаны до 31 марта.

С 2018 года собственники уже могут отстаивать свои права при завышении платежей с помощью новой нормы. Для этого потребитель, обнаружив в квитанции завышенные суммы, должен направить в адрес УК письменное заявление о выплате штрафа. Если факт завышения подтвердится, УК обязана выплатить внимательному потребителю половину от сверх начисленной суммы в течение двух месяцев. Избежать этого компания может, устранив нарушение до обращения потребителя или же доказав, что неправильная сумма появилась в платежке по вине владельца жилья.

Игроки российского рынка жилищно-коммунальных услуг готовятся к переходу на новую модель отношений между собственниками жилья в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Такой законопроект сейчас активно обсуждают в Госдуме. Если документ вступит в силу, жильцы смогут быстро и легко заключить прямой договор с поставщиками ресурсов, минуя управляющую компанию. Идею разделяют и РСО, и добросовестные управдомы, работающие в регионах Северо-Запада. Однако законопроект, по мнению игроков рынка и экспертов, требует доработки. В частности, речь идет об обслуживании проблемных многоквартирных домов, не оборудованных счетчиками и потребляющих больше ресурсов, чем установлено в нормативах.
 Фото: Алексей Мальгавко/РИА НовостиПрофессионализм и честность сотрудников УК сказываются на качестве любых работ. Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости
Профессионализм и честность сотрудников УК сказываются на качестве любых работ. Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Прикрылись «двойниками»

Одна из причин, по которой решили изменить систему расчетов с поставщиками ресурсов, связана с огромными долгами управляющих компаний перед РСО. По данным Росстата, к середине прошлого года УК не выплатили ресурсоснабжающим организациям порядка 250 миллиардов рублей. Это практически пятая часть всех коммунальных долгов, зафиксированных в РФ.

В Калининградской области просроченная дебиторская задолженность жилищных организаций за электроэнергию составила на начало 2018 года 463,6 миллиона рублей, увеличившись за год на 20 миллионов. В каких-то случаях, как пояснил поставщик ресурсов, управдомы плохо справлялись с работой по взысканию коммунальных платежей, в других — собирали деньги с собственников квартир, но не перечисляли их РСО.

— Нередко руководители управляющих компаний, накопившие долги, регистрируют организации с новым ИНН, пытаясь таким образом уйти от ответственности, — сетует Владислава Резакова, генеральный директор калининградской компании, которая занимается сбытом электрической энергии. — После этого многоквартирные дома переходят на обслуживание к новой управляющей организации, которая фактически является прежней УК. В силу того, что имущество у компании-должника практически всегда отсутствует, взыскать с нее задолженность не представляется возможным. Подобный механизм позволяет УК покрывать свои затраты без дополнительных усилий. Например, не проводя работу по взысканию задолженности с жильцов многоквартирных домов.

Эта практика распространена и в Калининградской области, и в других регионах РФ. Поэтому в новый законопроект включили норму, которая позволяет РСО в обязательном порядке переводить многоквартирный дом на прямые договоры, если управляющая компания не платит за потребленные ресурсы больше двух месяцев. Если долгов нет, инициативу вправе проявить жильцы, а поставщики ресурсов должны будут обеспечить реализацию прямых расчетов в трехмесячный срок.

— В работе с потребителями на прямых договорах мы видим лишь положительные стороны, — продолжает Владислава Резакова. — В 2017 году уровень оплаты электроэнергии гражданами составил 101,6 процента, что демонстрирует высокую платежную дисциплину данной категории потребителей. С управляющими компаниями дела обстоят иначе — уровень оплаты составил 93,6 процента. Добавлю, что для перехода на прямые договоры в соответствии с законопроектом требуется решение общего собрания собственников МКД, обладающего не менее чем 50 процентами голосов.

Однако часто граждане-потребители не проявляют активную позицию либо не могут присутствовать на собрании по объективным причинам. Поэтому, как нам кажется, переход на прямые договоры с РСО должен стать обязательным для всех МКД, дабы исключить сложности с принятием решения на собраниях.

Вопрос упирается в норму

Некоторые ресурсоснабжающие организации, впрочем, опасаются, что на них возложат оплату «сверхнормативных» объемов потребленных общедомовых ресурсов. Ведь в домах, где нет коллективных счетчиков учета тепла и электроэнергии, стоимость ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, рассчитывается по специальным региональным нормативам. И за все, что сжигается и отапливается сверх норматива, жильцы, согласно действующему законодатель-ству, не платят.

Сейчас это финансовое бремя несут управляющие компании. Если жильцы дома заключат прямые договоры с РСО, платить за «сверхнормативные» общедомовые ресурсы, возможно, придется поставщикам. Но пока этот вопрос в законопроекте не регулируется. И его, как считает доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин, следует проработать более детально.

— Далеко не всегда управляющие компании специально накапливают долги перед РСО, — поясняет Вадим Чекалин. — Большинство этих компаний и собственники жилья являются добросовестными плательщиками. Нередко проблема заключается именно в том, что дом потребляет слишком много энергии, тепла и воды. За часть этих ресурсов приходится платить УК, из-за чего у жилищной организации не остается достаточных средств. Если после перехода на прямые договоры расходы на оплату «сверхнормативных» ресурсов должны будут нести поставщики, они также могут столкнуться с финансовыми трудностями.

Поэтому в перспективе необходимо диверсифицировать коммунальные тарифы в зависимо-сти от категорий жилых домов, уверен эксперт. Ведь на содержание тех же хрущевок требуется больше средств, чем на обслуживание новых зданий. Параллельно следует развивать меры социальной поддержки для малообеспеченных жителей изношенных МКД, которые не смогут оплачивать услуги ЖКХ по экономически обоснованным тарифам.

Кто ответит за ржавую воду

Еще один вопрос, требующий внимания законодателей, связан с качеством поставляемых ресурсов. Сейчас претензии, к примеру, к качеству воды граждане могут предъявить управляющей компании. Однако если жильцы перейдут на прямые расчеты с РСО, отвечать за ржавую воду или недостаточно сильный напор в кране, возможно, придется водоканалам.

— При этом содержание внутридомовых инженерных сетей — это обязанность управляющих компаний, — продолжает Вадим Чекалин. — Поставщики ресурсов, с которыми я общался, опасаются, что при таком раскладе они не смогут гарантировать предоставление действительно качественных услуг. Этот момент также необходимо отразить в законопроекте, узнав мнение представителей как РСО, так и УК. В остальном, как мне кажется, текущая редакция законопроекта должна устроить и поставщиков ресурсов, и управляющие компании, и собственников квартир. И, я думаю, это правильно, что переход на прямые договоры не будет повсеместным, как предполагалось в самом начале работы над документом, а сопряженным с решением жильцов МКД или с двухмесячным долгом управляющих организаций перед РСО. Значит, добросовестные УК так и продолжат отвечать за оплату потребленных ресурсов. Зато компании, которые намеренно не переводят деньги собственников помещений ресурсоснабжающим организациям, новый механизм быстро выдавит с рынка.

Представители петербургских и калининградских управдомов, с которыми беседовала корреспондент «Российской газеты», ничего плохого в прямых договорах между гражданами и РСО также не видят.

— Наверное, каким-то УК, использующим «двойников», чтобы собрать с жильцов деньги и оставить их себе, денежный кран перекроют, — рассуждает заместитель руководителя одной из УК Сергей Пчелкин. — Но нам работать будет даже проще — не придется думать, как заставить жильцов вовремя платить за тепло и свет.

Прямая речь

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»:

— Изменения поддержали все: и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании. К примеру, если УК собирает 95 процентов средств от собст-венников, то отдавать ресурсникам она все равно должна 100 процентов. Откуда брать недостающие деньги — непонятно. Проект закона много раз менялся. В результате депутаты Госдумы вышли с более коротким документом, который позволит легитимизовать уже существующую повсеместную практику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *